Уходящее десятилетие привело к постепенному отказу от аналоговых технологий и доминированию цифровых

Фотопленка, магнитофонная кассета, да и сам магнитофон десять лет назад были на пике популярности, а сейчас используются разве что энтузиастами. Им на смену пришли цифровые фотокамеры, компакт-диски и mp3-плееры. Тотальный переход на цифровую технику уже принес огромные прибыли производителям. Даже самым консервативным пользователям ничего не остается, как раскошелиться на покупку новых устройств, которые, впрочем, устареют раньше, чем износятся физически. Если аналоговые приборы работали десятилетиями, то цифровую технику придется менять гораздо чаще: CD-плееры вытеснили кассетные аналоги, а затем сами уступили место под солнцем более компактным и удобным mp3-плеерам (этому способствовала и тотальная компьютеризация населения). Фильмы на DVD еще не успели вытеснить с полок украинских магазинов видеокассеты, а уже пора переходить на диски Blu-ray.

Авторские права против прогресса

Первый цифровой носитель для музыки — компакт-диск (CD) — в 1982 году изобрели две компании: голландская Philips и японская Sony, которые поставили задачу сделать что-то более совершенное, нежели виниловая пластинка. Но конкурировать компакт-дискам пришлось не с винилом, а с кассетами: в 1983-м в мире кассет было продано больше, чем пластинок (данные Recording Industry Association of America, RIAA), а пик продаж кассетных записей приходится на 1988-й. Уже через два года на первое место по продажам в мире выходят компакт-диски.

Впрочем, в Украине любители музыки вплоть до конца минувшего века предпочитали кассеты. Лицензионные «сидюки» тогда стоили довольно дорого, а тягу к музыке удовлетворяли многочисленные салоны звукозаписи, где могли закатать на кассеты всё что угодно.

Появившийся в начале двухтысячных годов цифровой стандарт записи звука mp3 музыкальная индустрия поначалу пыталась игнорировать. Для пользователей он был удобен: в этом стандарте на один компакт-диск можно было поместить в семь раз больше музыкальных композиций, чем на обычный аудио-CD. Благодаря этому на рынке в огромном количестве появились нелицензионные диски в таком формате. Возник спрос и на mp3-проигрыватели — компактные устройства, способные воспроизводить соответствующие записи.

Считая, что mp3-проигрыватели содействуют интеллектуальному пиратству, RIAA пыталась сдержать распространение новинок, подав в суд на одного из производителей — компанию Diamond Multimedia. Суд отклонил претензии правообладателей, однако большинство крупных мировых производителей решило mp3-проигрыватели не продавать. Например, выпущенный в 2000 году компанией Sony плеер Walkman не умел воспроизводить mp3-файлы. Он проигрывал музыку в Atrac3 — специальном формате, защищенном от нелегального копирования. Большого распространения такие устройства не получили. Растущий спрос удовлетворяли новички на музыкальном рынке, в первую очередь корейские Samsung, LG, iRiver, Mpio.

Революцию совершила легендарная компания Apple, выпустившая в 2001 году свое устройство iPod, которое позволяло покупать музыку в mp3-формате через Интернет на специальном сайте. Удобная схема оплаты за скачиваемую музыку и продуманность самого аппарата привели к огромной популярности iPod. Уже к 2007 году Apple продала 100 млн таких устройств, что составляет более трети мирового рынка. После оглушительного успеха плеерами вновь заинтересовались ведущие мировые бренды, однако ни один из них так и не смог составить конкуренцию американскому производителю. По данным RIAA, в прошлом году музыки через Интернет было продано на сумму 1,6 млрд долларов. Эта цифра быстро растет: ожидается, что в 2010-м объемы интернет-продаж музыки сравняются с объемами продаж на CD-носителях.

История ничему не учит

Первый фильм на DVD-диске был выпущен еще в 1995 году, однако в Украине мода на такие записи пришла не сразу. В начале века в нашей стране более популярными были видеокассеты, а фильмы на DVD стали массовым явлением только пять лет назад — после того, как стоимость лицензионного диска с фильмом опустилась ниже 20 долларов, а обычного DVD-проигрывателя — до сотни долларов. Впрочем, большинство украинских пользователей предпочитают скачивать фильмы из Интернета или покупать дешевые нелицензионные диски. На один такой диск «пираты» умудряются поместить сразу несколько фильмов — за счет прогрессивной технологии записи MPEG-4, хотя качество записи при этом может страдать.

Формат MPEG-4 развивался благодаря именно пиратам-компьютерщикам. Первоначально его разработкой занималась компания Microsoft, однако позже группа хакеров взломала коды и улучшила их. Так появился один из самых популярных кодировщиков MPEG-4, названный DivX. Первыми уловили тенденцию перехода на MPEG-4 корейские компании Samsung и LG. Еще в 2001 году они представили DVD-плееры, которые понимали этот стандарт. В отличие от них японские производители упустили момент и потеряли значительную долю рынка. «Это пиратский стандарт, и мы никогда не будем применять его в нашей технике. Мы не сотрудничаем с пиратами», — высокомерно говорили сотрудники компании Panasonic в 2003 году. Но бизнес есть бизнес, видеоплееры японских брендов научились понимать MPEG-4 два года спустя. А вернуть себе утраченный рынок так и не смогли.

Не успели любители фильмов заменить видеокассеты DVD-дисками, как пришла пора новых стандартов, связанных с телевидением высокой четкости (HDTV). Новейший стандарт предполагает, что потребителю понадобится новый видеоплеер, Blu-ray диски и, скорее всего, более навороченный телевизор. Впрочем, переход на Blu-ray — дело следующего десятилетия.

Фото против видео

Высокая четкость уже сейчас стала основой для рынка цифровых видеокамер. Такие устройства стали популярными в 2000 году, когда компания Sony (а вслед за ней и другие производители) существенно снизила их стоимость — до тысячи долларов за любительские модели и 1800 долларов за полупрофессиональные. За последующие пять лет видеокамеры подешевели, благодаря чему стали массовыми. Но при этом они значительно деградировали — производители стремились максимально удешевить производство, в результате чего качество изображения сильно ухудшилось. Покупателей привлекали дополнительными «рюшечками»: например, прямой печатью на принтер, совместимостью с компьютером или же возможностью записи на DVD-диски (емкости одного диска хватало примерно на 20 минут записи среднего качества).

Появление в 2007 году доступных по цене видеокамер высокой четкости (HDV) переломило эту тенденцию. Производители вновь стали заботиться о качестве получаемого изображения. Вот только теперь им пришлось конкурировать с профессиональными фотоаппаратами, которые тоже обзавелись функциями видеозаписи и зачастую делают это лучше, чем более дорогие видеокамеры.

Цифровые фотоаппараты с момента появления на свет в 1981 году долго оставались дорогостоящими игрушками — качество снимков было несравнимо с традиционной пленочной фотографией. Ситуация начала изменяться благодаря усилиям компании Contax, выпустившей в 2000 году камеру N Digital, фотоснимки с которой хоть и уступали пленке, но незначительно. По-настоящему массовой камерой стала выпущенная компанией Canon модель EOS 300D — первая доступная по цене широкому кругу фотографов зеркальная цифровая фотокамера со сменными объективами. Вслед за Canon аналогичные камеры выпустили и остальные фотопроизводители. В секторе дешевых фотокамер цифровые «мыльницы» также вытесняли пленочные аналоги — они были удобнее, поскольку фотограф сразу видел результат. Возникли и «комбайны», которые не только делали фотографии, но и видео могли снимать. Все это привело к массовому вытеснению пленки. Из-за падения спроса нынешним летом компания Kodak прекратила выпуск пленки Kodachrome, производившейся более 70 лет.

Качество цифровой фотографии с каждым годом возрастало, хотя у пленочной технологии и до сих пор остаются приверженцы. Между тем для большинства пользователей цифровая фотография удобнее и практичнее при сравнимом качестве.

Революция в фототехнике привела к изменению поведения людей: теперь мы гораздо реже печатаем фотографии и раскладываем их по альбомам. Постепенно в дома пользователей проникают специальные устройства для просмотра фотографий — цифровые фоторамки, но большого распространения они пока не получили. Чаще для просмотра используется экран компьютера.

«Цифровой дом»

Стационарный компьютер занял одно из центральных мест в квартире, хотя для бытового использования он не самое удобное устройство: довольно сильно шумит и при перемещении может требовать дополнительной настройки. Тем не менее на нем можно просматривать фильмы и фотографии, слушать музыку, а также играть в компьютерные игры и ходить в Интернет.

Между тем компьютер, предназначенный для домашнего пользования, уже изобрели, назвав его медиацентром. Он выполняет функции видеомагнитофона, CD-проигрывателя, а также хранит в себе множество фильмов, музыкальных записей и фотографий. Такие устройства были презентованы в 2005 году в рамках концепции «цифровой дом», но в Украине еще не получили широкого распространения. В последние годы бытовая электроника всё более компьютеризировалась, а компьютеры обзаводились функциями, которые ранее были характерными для телевизоров и магнитофонов. Медиацентр — итог такой эволюции.

Концепция «цифрового дома» предполагает управление различными домашними устройствами (вплоть до холодильника и стиральной машины) из единого центра, что подразумевает связь между этими приборами. Уже сейчас в наших жилищах слишком много проводов: телефонный шнур, кабель для телевидения, подключение компьютера к Интернету и проч., поэтому начался переход на беспроводной способ связи. На сцене появились адаптеры WI-FI — небольшие коробочки с антенной, которые способны связать между собой все домашние устройства. Сейчас они чаще служат для того, чтобы подключать к Интернету ноутбук без проводов. Но потенциал у технологии больше: многие телевизоры уже имеют блок WI-FI, а в ближайшее десятилетие и остальная домашняя техника сможет обмениваться информацией без проводов.

С экраном среднего размера

Если превращение домашнего компьютера в медиацентр только началось, то эволюция мобильного компьютера длится уже десятилетие. Пользователи хотят, чтобы устройства были легкими, недорогими, могли долго работать без подзарядки. Такими качествами обладал нетбук, выпущенный в 1999 году компанией Psion. Вот только в нем стояла собственная операционная система, неизвестная большинству пользователей, поэтому популярными эти устройства не стали.

Ноутбуки могли удовлетворить пользователей лишь частично: они были либо слишком тяжелыми, либо непомерно дорогими, либо укомплектованы слабыми батареями. Но при этом почти не уступали по производительности стационарным компьютерам. Прорыв произошел в 2007 году, когда компания ASUS представила новый ноутбук Eee PC стоимостью 250 долларов. Остальные производители вскоре тоже наладили выпуск подобных устройств, которые получили некогда забытое название нетбук. Они не обладают такой производительностью, как ноутбуки, однако для работы в Интернете или набора текстов их достаточно.

Массовому распространению нетбуков в мире помогло развитие беспроводного Интернета. Нетбук позволяет организовать почти полноценное рабочее место в поезде или аэропорту, в автомобильной пробке, на курорте или на даче.

Подобную или чуть меньшую функциональность пользователям предоставляют такие устройства, как смартфоны и коммуникаторы. Они похожи на телефон, однако обладают значительно бóльшим экраном. Революцию на этом рынке произвела в 2007 году компания Apple, выпустившая iPhone. Хотя доля Apple на рынке «умных телефонов» составляет лишь 11% (данные компании Gartner по состоянию на март нынешнего года), новинка привела к тому, что многие компании стали использовать идеи Apple


Похожие записи:
  1. Шансы на введение Соединенными Штатами торговых ограничений против Китая высоки как никогда. Пекину придется ускорить ревальвацию июня, что удорожит китайские товары, но упростит экспорт в эту страну
  2. Китай становится главным торгово-экономическим партнером африканских государств, потеснив США
  3. Крупнейшие производители автомобилей вынуждены корректировать свои стратегии, подстраиваясь под молодых амбициозных игроков. В поисках конкурентных преимуществ компании становятся все более изощренными и агрессивными
  4. Не важно, чем ты торгуешь: лекарствами, косметикой или продуктами. Главное — знать
  5. Неудачно проведенная децентрализация и приватизация водоснабжения в Великобритании обернулись засухой и ограничениями на потребление воды
  6. Ставка на лидерство, командную работу и творчество позволили Аркадию Воложу создать крупнейшую поисковую систему в Рунете — «Яндекс». Теперь перед ним стоит выбор: превратить компанию в строгую и скучную, но масштабируемую структуру с регулярным менеджментом или продолжать движение в креативном хаосе
  7. Китай стремительно наращивает объем инвестиций в зарубежные активы, постепенно расширяя сферу и географию своих капиталовложений