Организаторы крупнейшей в мире IТ-выставки CeBIT из последних сил надувают посещаемость. Но все тщетно: мировой бизнес разъезжается по другим мероприятиям. Ганновер остается немцам

На плакате в центре Ганновера пожилая турчанка с авоськой выходит из дешевого немецкого супермаркета. Во всю ширину плаката надпись: «Иностранцы — прочь!» Судя по всему, такими теплыми словами собирались встречать делегатов крупнейшей международной выставки новых технологий немецкие праворадикалы. Предвыборные плакаты Национал-демократической партии исчезли с улиц родного города Мюнхгаузена всего за несколько дней до CeBIT. «Наш местный бургомистр обратил на них внимание только после открытого письма в газету одного из местных жителей, — пишет у себя в дневнике одна из жительниц Ганновера. — Бургомистр — важный человек, по сторонам не смотрит. На всех главных перекрестках города на высоте светофора яркие плакатики с надписями Auslander weg! (Иностранцы — прочь! — ”Эксперт”) и Multi-Kulti raus!»

Тем не менее в этом году иностранцы приехали на CeBIT меньшим числом. Выставка не досчиталась сразу пяти процентов стендов (в сравнении с прошлым годом). Сокращения в выставочной площади оказались еще выше — десять процентов. А в целях экономии продолжительность CеBIT уменьшили с семи дней до шести. «Ослабление доллара для многих компаний повысило стоимость участия в нашей выставке», — говорит член совета директоров Deutsche Messe (организатора CеBIT) Эрнст Рауе, объясняя падение числа экспонентов.

По словам организаторов, посещаемость все равно выросла на три процента. Еще бы! За нее отчаянно бились промоутеры выставки. Билеты на CеBIT (ценой почти 40 евро) бросали в почтовые ящики жителям Ганновера, дарили вместе с покупками в магазинах электроники и даже пошли на смелый шаг, открыв бесплатный вход для всех женщин в честь праздника 8 Марта.

На бесплатные билеты ганноверская молодежь откликнулась с азартом. Молодые люди с косматыми головами, в спортивных костюмах или джинсах, спущенных до колен, вместе со своими не менее очаровательными подругами без интереса осматривали последние достижения технической мысли. Развлечься им оказалось практически негде. На стендах красивых девушек было заметно меньше: на их места встали деловитые и скучные немцы в очках и серых костюмах. Поэтому основная масса людей очень быстро сместилась в небольшие павильоны,где экспонировалась продукция некоторых производителей телефонов, и проходил чемпионат по киберспорту. Что же показывали в остальных и от чего так откровенно скучали зеваки в спортивных штанах?

Отрыв от реальности

В 2007-м официальным партнером CeBIT была Россия. По этому случаю в Ганновер направили настоящий потемкинский десант из российских компаний, очень далеких от того, чтобы считаться инновационными в мировом контексте. Зато наши чиновники смогли покрасоваться перед международной прессой в новом имидже покровителей передовых технологий, взамен привычного образа царьков с нефтяной трубой.

В этом году партнером CeBIT стала Франция. Однако в отличие от России, французы потемкинских деревень строить не стали. Да и незачем. Например, мировому гиганту телекоммуникаций Alcatel-Lucent (где контрольный пакет принадлежит французам), родные флаги были не нужны — компании такого масштаба известны и так. Поэтому, несмотря на многочисленные баннеры с призывом узнать о французских технологиях больше, корреспондент «Эксперта» так и не обнаружил на CeBIT ни одного приметного стенда под французским флагом. Единственным памятным символом франко-германского партнерства на CеBIT стало совместное открытие выставки президентом Франции Николя Саркози, канцлером Германии Ангелой Меркель и председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Барозо.

Глава Европейской комиссии в своей речи подчеркнул роль новых технологий в поддержке малого и среднего бизнеса. Меркель затронула вопросы охраны авторского и патентного права, а Саркози порадовался за европейский авиаконцерн EADS, недавно заключивший с американскими ВВС контракт на сумму 35 млрд долларов. Без сотрудничества французов и немцев «мы никогда не выиграли бы это соглашение», отметил он. Не обошлось и без некоторых дежурных фраз. «Приезд в Ганновер для меня — не просто визит вежливости, — заявил президент Франции. — Это было обязательство моего сердца, желание сказать Ангеле Меркель и вам, мои дорогие немецкие друзья, что мы можем дружить и работать вместе.» И, похоже, Саркози был искренен: его визит в Германию больше был продиктован желанием встретиться с Меркель,чем открыть выставку.

На открытии CeBIT президент Microsoft Стив Балмер говорил о технологиях, однако он в основном повторил январскую речь своего бывшего босса — основателя компании Билла Гейтса на открытии выставки Consumer Electronic Show в американском Лас-Вегасе. Балмер отметил приближение пятой революции в сфере высоких технологий, в основе которой будут лежать увеличение мощности микропроцессоров и емкости устройств хранения данных, повсеместное внедрение умных и скоростных сетей, а также появление новых видов экранов и интерфейсов взаимодействия человека с компьютером. Все эти трэнды были фрагментарно представлены на CeBIT. Зато скупые слова Балмера про «зеленые» IТ оказались уместны — в Германии тема экологии очень популярна.

Под зелеными флагами

Экологичность IТ стала одной из самых ярких тем на CeBIT-2008. Последние годы немцы очень интересуются этим вопросом. Как рассказывает наш специальный корреспондент в Германии Сергей Сумленный, «сейчас в Германии ни одна презентация проекта не обходится без специального раздела — ”какие мы зеленые”. Страна буквально завешана плакатами в стиле Советского Союза: ”лес — наш друг”». Немцы экономят воду и отказались от принятия ванн, они занимаются теплоизоляцией своих домов и в массовом порядке переходят на энергосберегающие лампочки. Нечто похожее показали и на выставке. Основной лейтмотив «зеленой деревни» в центре CeBIT — энергосберегающие технологии. Дело в том, что сложные и масштабные IТ-решения, столь распространенные в развитых странах, пожирают огромное количество энергии. Например, по оценке немецкого журнала «Штерн», берлинская компания Strato, крупнейший в Германии игрок на рынке хостинга интернет-сайтов, в год потребляет такой объем электричества, какой нужен небольшому городу.

Последняя выставка CeBIT показала, что для ведущих западных IT-компаний одной из основных причин участия в ней стал отлов восточноазиатских производителей, ворующих их разработки

В центре «зеленой деревни» в одном из павильонов CeBIT расположили «зеленый» офис, где практически все устройства потребляют в разы меньше энергии, чем их популярные ныне аналоги. Буквально каждый из ведущих производителей «железа» представил для «зеленой» темы одно-два своих энергосберегающих решения: кто-то — материнские платы или видеокарты, а кто-то — мониторы, принтеры или ноутбуки. Специально к выставке аналитики из Forrester Research поделились одним из своих исследований: по результатам опроса, 38% IТ-директоров ведущих компаний мира уже сейчас используют критерий «зелености», принимая решения о закупках. Главная причина такой позиции — экономия затрат на энергию, затем следует забота об экологии планеты. Тем не менее активисты «Гринпис» остались недовольны «озеленением» технологий. Как сообщает France Presse, «зеленые» протестировали 37 выставочных экспонатов от 14 известных производителей электроники, оценивая содержание в них вредных веществ, энергопотребление и пригодность к переработке для вторичного использования. Экологи остались недовольны почти всеми тестовыми образцами: даже самым лучшим из них не удалось набрать и половины возможных баллов. А некоторые компании и вовсе отказались предоставить свои решения на тестирования. Не попал, видимо, в руки «Гринписа» и новый 1000-ваттный компьютер для геймеров от Intel. Без сомнений, в нем тема энергосбережения была бы раскрыта полностью.

Бизнес в стиле Second Life

Пока экологи толпились в «зеленой деревне», основное внимание бизнеса привлекали те, кто занимается его оптимизацией и защитой.

Экспоненты CeBIT все больше интересуются технологией радиометок, RFID, позволяющей распознавать товары и управлять их потоками с помощью специальных считывателей. В прошлые годы презентации этой технологии проходили на экранах мониторов, в этом году на некоторых стендах были смонтированы целые сегменты «интеллектуальных» складских систем. Например, вдоль специальной ленты, по которой движутся контейнеры, установили реальные считыватели RFID-меток, позволяющие идентифицировать содержимое и направлять контейнер в нужное место.

В центре внимания деловых людей оказались также и производители решений по автоматизации бизнеса — ERP. Именно эти системы позволяют управлять сложными процессами внутри компаний и интегрировать разрозненные данные о бизнесе. Таким образом, руководители понимают, что происходит в различных уголках их организаций. Традиционно на стендах десятков таких компаний непрерывно идут замысловатые презентации, остросюжетные рассказы о безумных выгодах сотрудничества и звучат перечисления сотен именитых партнеров. Приятное исключение сделала немецкая компания SAP, крупнейший в мире поставщик ERP-решений. Помимо традиционных элементов стенда немцы решили проиллюстрировать некоторые из идей своих разработчиков на практике.

В основу демонстрации легли RFID и интеграция платформы SAP с мобильными технологиями. По мнению SAP, в недалеком будущем ежедневный шопинг будет выглядеть так. Потенциальный покупатель на своем телефоне составляет список необходимых покупок: например, сахар, хлеб, молоко, сосиски. Проходя мимо двери одного из магазинов, он активирует мобильный сервис этого магазина двумя щелчками кнопок на своей трубке. Через мгновение на экране отображается список продуктов в каждой из заданных категорий вместе с ценами. Покупатель галочками отмечает нужные ему продукты и заходит в магазин — а на экране телефона, как на GPS-приемнике, появляется схема движения: куда идти и с каких полок что брать. Оплатить покупки на кассе можно с помощью мобильного телефона.

Другой, не менее технологичный сценарий, пригодится ритейлерам. Для его демонстрации SAP использует специальный остров в виртуальной онлайнигре Second Life, созданный компанией для таких экспериментов. Покупатели, рассказывает провожатый по стенду, часто пребывают в состоянии нерешительности — то возьмут какой-то товар, то вернут его, но уже на другое место. В результате, к вечеру на сотнях полок образуется настоящий товарный хаос. Если оборудовать каждый товар радиометкой, а полку — считывателем, и связать их с информационной системой, мерчендайзер сможет в реальном времени в виртуальном пространстве Second Life наблюдать за состоянием полок в своем магазине. Система может предупреждать его о том, что на какойто полке оказался несоответствующий товар, а на другой — продукты быстро разберают и срочно необходимо пополнение.

Еще одна субтема в сфере решений для бизнеса — безопасность. Евгений Касперский, основатель одноименной лаборатории, вышедшей в Германии на первое место по продажам среди всех конкурентов, любит рассказывать гостям CеBIT о том, что индустрия вирусописателей давно уже работает по всем канонам классического разделения труда. В этом году, выступая перед иностранными журналистами, особое внимание Касперский уделил двум вопросам — за что он не любит Голливуд и почему сейчас хорошее время для создания стартапов.

«У нас пруд пруди плохих учителей, но худший из них — Голливуд, — начал Касперский, открыв перед журналистами баннер фильма ”Крепкий орешек-4” с Брюсом Уиллисом. — Вы смотрели этот фильм? Я смотрел. Но не выдержал, нажал паузу, сказал много нехороших слов, опрокинул стакан виски, закурил, продолжил просмотр, а через двадцать минут снова пошел за стаканом. Эти ребята, сценаристы из Голливуда, из года в год дарят хакерам отвратительные идеи. Не проходит и нескольких лет, как эти идеи кто-то реализовывает...»

Чем ярче идеи хакеров — тем больше возможностей и у бизнеса «безопасников». Рассматривая историю пог


Похожие записи:
  1. Хитроу — один из крупнейших аэропортов в мире — стал синонимом хаоса и беспорядка. Проблемы аэровокзала явно указывают на ошибки в транспортной политике страны, где предпочитают латать выбоины, а не строить новые дороги
  2. В Украине зарождается национальная сеть бизнес-ангелов — компаний, которые финансируют рискованные инвестиционные проекты. Для динамичного развития им необходимы грамотное государственное стимулирование и взаимопонимание с отечественными инноваторами
  3. В отличие от украинских здравниц турецкие отели готовы не повышать цены и пожертвовать частью прибыли, чтобы не потерять симпатии наших соотечественников
  4. Цифровая революция завершена. Микропроцессоры, средства хранения информации, электронная память заняли центральное место в любом современном устройстве. Производители выбрасывают на рынок все более совершенную технику, вынуждая потребителей массово заменять стремительно устаревающие модели
  5. Турция намерена стать главным связующим звеном в транспортировке газа и нефти в Европу
  6. Что изменится с приходом на пост генерального секретаря МАГАТЭ японского дипломата Юкия Амано
  7. Цифровая революция завершена. Микропроцессоры, средства хранения информации, электронная память заняли центральное место в любом современном устройстве. Производители выбрасывают на рынок все более совершенную технику, вынуждая потребителей массово заменять стремительно устаревающие модели