Пакет финансовой помощи американскому среднему классу вряд ли поможет решить накопившиеся структурные проблемы экономики США

Что бы вы сделали, если бы нашли на улице 300 долларов США? А 600? А 1200? Сейчас над этими вопросами размышляет около 200 миллионов американцев в ожидании антикризисных налоговых возвратов, которые обещает правительство. Первые деньги упали на счета самых везучих налогоплательщиков в начале мая, но весь процесс выплаты займет два с половиной месяца. Последние чеки налоговая служба США собирается выслать лишь в середине июля.

Основным объектом внимания государства становится американский средний класс. На него и пришелся главный удар нынешнего экономического кризиса. Больше всего денег получит семья, которая зарабатывает до 150 тыс. долларов в год и имеет трех-четырех детей. В этом случае размер экономической помощи составит до 2400 долларов.

Общий объем субсидий оценивается более чем в 100 млрд долларов, за которые уже развернулась ожесточенная борьба между крупнейшими американскими торговыми компаниями. Это неудивительно, ведь примерно такую сумму американцы тратят во время традиционных рождественских распродаж. Теперь ритейлерам осталось лишь убедить их потратить легко доставшиеся деньги на потребительские товары, однако большинство граждан США пока не собираются этого делать.

Забота о потребителе

Экономика Соединенных Штатов, как и большинства других развитых стран, основана на частном потреблении — его доля достигает 65–68% ВВП. Американский рынок считается ключевым для большинства крупных корпораций по всему миру, падение спроса в США эхом отзывается в других регионах, особенно в Азии, где находятся производители большей части потребляемых американцами товаров. Поэтому не случайно Джордж Буш решил выделить две трети из 168-миллиардного пакета экономических субсидий именно на стимулирование частного спроса — лишь треть пойдет малому и среднему бизнесу.

Рост потребления в США стал притормаживаться еще в конце прошлого года, после начала ипотечного кризиса, но настоящий спад начался лишь с января — в первом квартале увеличение потребления составило лишь один процент. Обнародованные на прошлой неделе данные по потребительским расходам по многим позициям — худшие за последние десять лет. Особенно плохо обстоят дела у риэлтеров и строителей — продажи новых домов снизились на 36% по сравнению с мартом прошлого года. Однако спад виден и в продажах электроники, а также одежды.

В итоге индекс потребительских настроений (consumer sentiment) Мичиганского университета в апреле достиг самого низкого значения с 1982 года, а индекс инфляционных ожиданий — высшего значения за последних несколько лет.

В первом квартале 2008-го экономика Америки все же выросла на 0,6%, что позволило властям избежать слова «спад» при оценке сложившейся ситуации. Пока американскую экономику на плаву удерживает экспорт, объемы которого в феврале этого года были на 20,8% выше, чем в начале прошлого. Но сейчас очевидно — иностранные потребители не могут в полной мере поглотить все, что привыкла производить и потреблять американская экономика. Складские запасы торговых и промышленных компаний в начале этого года выросли почти на шесть процентов, что может вынудить многие предприятия пойти на дальнейшие сокращения персонала. В марте американская экономика уже потеряла 81 тыс. рабочих мест, в апреле — еще 20 тыс. Между тем экономике США необходимо ежемесячно создавать 100 тыс. новых рабочих мест, чтобы соответствовать запросам растущего населения.

В теории массовая раздача денег населению даст американской экономике передышку, которая позволит вернуть чувство уверенности потребителям и вновь запустить забуксовавшую экономику.

Покупай, подешевело!

Большинство крупных розничных сетей в США подготовили специальные программы, чтобы убедить американцев оставить свои деньги именно у них. Так, Sears предлагает десятипроцентную скидку в том случае, если покупатель полностью потратит у них свой чек от налоговой службы. А в Home Depot решили сделать ставку на экологически чистую продукцию и объявляют акции на многие соответствующие товары. «Мы даем скидки на энергосберегающие лампочки и предлагаем покупателям инвестировать быстрые деньги в долгосрочную экономию», — рассказали «Эксперту» в пресс-службе Home Depot.

Распродажи объявлены и во многих других магазинах, включая небольшие частные лавочки. «С середины мая по середину июня мы снизили цены на отдельные украшения на пятнадцать процентов и в рекламных листовках призываем потратить легкие деньги на самых любимых людей», — сообщила владелица небольшого ювелирного магазина в Бостоне.

Стараются использовать выгодную конъюнктуру и производители — например, американское подразделение Sony снизило цены на некоторые модели телевизоров, а Suzuki предлагает бонус в 300 долларов при покупке новой машины. Начало выплаты возвратов совпало с подготовкой к одному из главных американских праздников — Дню матери (воскресенье 11 мая). Именно результаты предпраздничных продаж должны показать, эффективен ли предложенный правительством стимулирующий пакет мер.

В Национальной ассоциации ритейлеров CША «Эксперту» сообщили, что в праздничные дни они ожидают от американцев трат в размере около 16 млрд долларов, что примерно равно показателям 2007 года.

На что потратить?

Но что именно собираются делать со своими деньгами американцы, не знает никто. По результатам опросов, жителей Соединенных Штатов обуревают противоречивые чувства. Ясно лишь, что с февраля они стали более пессимистично смотреть в будущее.

Если после объявления о неожиданных выплатах пустить их на потребление собиралось 40% опрошенных, то сейчас таковых — от 20 до 30%. Среди приоритетов — выплата долгов по кредитной карте и других задолженностей, инвестиции, оплатамедицинских счетов, накопление сбережений на черный день. Такие советы дают редакционные колонки большинства СМИ. При этом на соседних полосах приводятся рекомендации, как сэкономить на оплате электроэнергии и сделать ремонт своими силами — в последнее время именно такие темы пользуются у американцев наибольшей популярностью.

Фактически жителям США предлагается забыть о макроэкономической статиcтике и подумать о себе. «Налоговые возвраты предназначены для оздоровления американской экономики, но есть идея и получше — почему бы не потратить их на то, чтобы увеличить себе пенсию. Если вы купите телевизор за тысячу двести долларов, то через десять лет у вас будет никому не нужный старый телевизор, если вы инвестируете их (и будете делать это каждый год), то через десять лет у вас будет двадцать одна тысяча долларов», — говорится на сайте одного из американских пенсионных фондов.

Для убеждения применяются и шуточные формы, например, интернет-сайт «Накорми свинью» (Feed the pig) призывает в Год свиньи отказаться от избыточного потребления и использовать деньги для выплаты долгов и накопления.

Средний американец, на которого и рассчитана программа помощи, действительно находится сейчас не в том положении, чтобы покупать новый телевизор. Он должен за дом банку, он не уверен в стабильности своей работы, ему грозит овердрафт по кредитным картам. Наконец, он видит, что цены на бензин и продукты питания повышаются почти каждую неделю (русскоязычная американская пресса советует русским американцам запасаться макаронами и консервами). Жители США пересаживаются с автомобилей на общественный транспорт — бостонцы, например, за первые три месяца этого года пользовались метро и автобусами на шесть процентов больше, чем за тот же период прошлого, — и меняют большие машины, десятилетиями считавшиеся одним из символов американского образа жизни, на маленькие и экономичные в обслуживании. В апреле продажи небольших и средних машин выросли на 7,5 и 0,28% соответственно, а крупных автомобилей и пикапов — упали на 31 и 16,7%.

По второму кругу

Администрация Джорджа Буша уже не впервые прибегает к налоговым возвратам — та же мера использовалась в 2001 году, когда кризис доткомов привел к рецессии в американской экономике. Хотя тогда в карманах жителей США оказалось в два с половиной раза меньше денег, чем сейчас, — бюджет раскошелился лишь на 38 млрд долларов. В 2001-м это сработало: уже в четвертом квартале экономика Америки вышла из рецессии за счет резкого роста внутреннего потребления. Более того, американцы потратили больше, чем заявляли в ходе социологических опросов, и это позволяет торговым компаниям надеяться, что на внутреннее потребление в этот раз уйдет около 40 млрд долларов.

Аналитики предсказывают — в выигрыше окажутся производители мелких и недорогих вещей, а также рестораны средней руки: именно здесь американцы оставили значительную часть налоговых возвратов в 2001 году. Вряд ли серьезно улучшится ситуация с продажами бытовой техники, автомобилей и других товаров длительного пользования. По данным последнего опроса Citigroup, на эти нужды собираются потратить деньги лишь 11% опрошенных.

По утверждению скептиков, финансовые вливания не решат структурных проблем экономики США, которыми вызван нынешний кризис (в отличие от предыдущего). «Американская экономика никогда не испытывала ничего подобного. При прежних кризисах проблемы решались снижением процентной ставки, однако в условиях банковского кризиса эта мера работает плохо», — утверждает менеджер инвестиционного фонда Pimco Билл Гросс. Это значит, что даже если экономическая ситуация в США улучшится к президентским выборам в ноябре этого года, то в целом все долговые проблемы экономики никуда не денутся. Правда, решать их придется уже новому президенту.




Похожие записи:
  1. Краснодарские инженеры придумали, как из любого потока быстро и дешево выделить его составляющие. Эта разработка стала победителем конкурса инноваций журнала «Эксперт» и теперь с успехом внедряется на шахтах и железных дорогах Украины
  2. Компания, которую контролирует шейх Абу-Даби, завершает сделку по приобретению блокирующего пакета акций одного из крупнейших банков Казахстана
  3. Кризис ликвидности продемонстрировал, что мировая финансовая система меняется вслед за мировой экономикой. Кризис подчеркнул перемещение влияния с Запада на Восток и от частного сектора — к государственному
  4. Тайваньская компания BenQ с трудом переваривает подразделение мобильных телефонов германской Siemens.
  5. В Украине зарождается национальная сеть бизнес-ангелов — компаний, которые финансируют рискованные инвестиционные проекты. Для динамичного развития им необходимы грамотное государственное стимулирование и взаимопонимание с отечественными инноваторами
  6. Неудачно проведенная децентрализация и приватизация водоснабжения в Великобритании обернулись засухой и ограничениями на потребление воды
  7. Экономический кризис сделал президента Беларуси как никогда уязвимым. За спасительные кредиты Александру Лукашенко придется расплачиваться активами госпредприятий