Определены финалисты Второго ежегодного национального конкурса инноваций, организованного журналом «Эксперт Украина». Изобретатели демонстрируют высокий научно-технический уровень своих разработок и непонимание законов рынка. Бизнес активен на этапе оценки и отбора перспективных проектов, однако пока не взаимодействует с новаторами на стадии внедрения

Главными направлениями инноваций, представленных на наш конкурс, остаются информационные технологии и телекоммуникации, биотехнология и медицина, энергетика и энергосбережение. Этим темам посвящена половина из прошедших во второй тур проектов. Именно в этих сегментах разработки лучше всего подготовлены к применению. Член экспертного совета конкурса, вице-президент Международной ассоциации термоэнергетических компаний (МАТЭК) Вадим Рудик считает, что более половины из них имеют реальную перспективу коммерческого использования.

Предприниматели, технические специалисты промышленных предприятий, представители IT-компаний и аналитики инвестиционных компаний, которые во втором туре выступали экспертами и давали оценку проектам-участникам конкурса, с большим интересом ожидают финала, чтобы окончательно определиться c перспективами реализации отобранных проектов. «Возможность внедрения инновационных разработок и экономический эффект, который они могут дать, — вот главная мотивация эксперта», — считает заместитель генерального директора по науке ООО «Укрнефтегазэнерго» Виктор Болелый. А вице-президент по инновациям корпорации «Инком» Сергей Маглюй выразил готовность приступить к реализации сразу нескольких проектов. Они помогут расширить ассортимент продуктов и даже диверсифицировать бизнес компании.

Долгая дорога от идеи до продукта

И все-таки инноваторы по-прежнему часто предлагают идеи в чистом виде, которые вызывают скепсис у бизнес-сообщества. Если в первом туре в номинациях «Идея» и «Проект» поступило почти одинаковое количество заявок (45 и 42% соответственно против 13% в номинации «Продукт»), то во втором пропорции значительно изменились не в пользу чистых идей. Так, в общей структуре конкурсных разработок второго тура 57% приходится на категорию «Проект», 28% — на номинацию «Идея» и 15% — на «Продукт». Идеи — наиболее рисковая категория инноваций. Их реализация требует больше времени, средств и зачастую зависит от субъективных, а потому сложно прогнозируемых факторов.

Проекты-финалисты Второго национального конкурса инноваций

Большинство проектов не готовы к коммерческой реализации. Однако вряд ли стоит надеятьсятолько на венчурный бизнес. Венчурные компании, которые действительно занимаются инновациями, а не спекуляциями на рынке недвижимости, можно пересчитать по пальцам. К тому же наша страна в условиях нестабильной политической ситуации, низкой инвестиционной привлекательности, слабо развитой инновационной инфраструктуры и потери за последнее десятилетие производственно-технологических мощностей во многих отраслях не является надежной стартовой площадкой для реализации глобальных проектов. Поэтому венчуры выводят инновационные идеи за рубеж, и обратно они возвращаются готовыми, законченными проектами, которые украинским компаниям приходится покупать втридорога.

Конкурс показал, что наличие подразделений, осуществляющих поиск и введение инновационных решений, уже стало для многих компаний жизненной необходимостью. Именно такие предприятия с готовностью предоставляют своих специалистов для нашего экспертного совета. Однако пока бизнес нечасто сотрудничает с новаторами на начальном этапе, редко инициирует разработку инноваций под конкретные коммерческие задачи. Это должно стать следующим шагом в развитии инновационного процесса в стране. Новаторы плохо представляют модели коммерциализации своих разработок, не видят рынка. Поэтому переход бизнеса от оценки и выбора готовых проектов, зачастую требующих серьезных доработок под потребности рынка, к прямому заказу на начальном этапе поможет устранить многие барьеры во взаимодействии с новаторами.

Нужна командная игра

Пока бизнес нечасто сотрудничает с новаторами на начальном этапе, редко инициирует разработку инноваций под конкретные коммерческие задачи

Все эксперты второго тура отмечают среди основных и общих недостатков инновационных проектов их слабую маркетинговую проработку, недостаточное представление бизнес-модели реализации проектов. Авторы 49% разработок, прошедших во второй тур, не смогли предоставить экономического и маркетингового описания своих проектов, либо ограничились итоговой суммой желаемого финансирования, без сколько-нибудь серьезной попытки обосновать статьи бюджета. Попытки описать в заявках варианты коммерциализации инноваций носят интуитивный характер и мало связаны с реалиями внедрения технологий. «Сначала идет бизнес, а затем технология. Здесь же — наоборот. Есть технология, но нет бизнеса, нет представления, как пристроить технологию, — считает руководитель отдела интернет-технологий компании ”Эдипресс Украина” Олег Демчик. — Если есть дешевый, хотя и менее технологичный путь — бизнесмен пойдет по нему, а не по пути создания ультрасовременных, но очень дорогих систем.» «Многие проекты недостаточно проработаны с точки зрения маркетинга, — добавляет директор по продажам представительства ASUSTek Computer Inc. в Украине Валерий Базыленко. — Как правило, прогнозы по продвижению продуктов слишком оптимистичны. Специалисты не всегда понимают ниши и рынки, на которые они позиционируют продукты. В лучшем случае оценивается розничная цена конкурентов, без учета себестоимости и соответствующих возможностей соперников по снижению розничной цены.»

Опыт проведения конкурса показал, что многие инноваторы не горят желанием учиться работать в условиях рынка. Из десяти бесплатных учебных программ, предоставленных Киево-Могилянской бизнес-школой (КМБШ) в качестве призов победителям прошлогоднего конкурса лишь половина оказалась востребованной. И это при постоянно высоком спросе на курсы КМБШ со стороны предпринимателей.

Зачастую команды разработчиков состоят из технических специалистов, в них нет экономистов и маркетологов. Казалось бы, самый простой способ восполнить этот пробел — привлечь специалистов со стороны. Но ограниченность в средствах и недоверие к бизнесу вообще приводят к тому, что команды новаторов остаются без серьезной маркетинговой поддержки. Из-за этого многие разработки остаются нереализованными. «Сейчас разработчики никому и ничему не верят и рассуждают примерно так: дайте мне деньги (и, как правило, немалые), и я все сделаю сам. В итоге инновационная система страны не работает», — делится наблюдениями директор Южного института интеллектуальной собственности, член совета корпорации «Южный промышленный союз» Сергей Пастушок.

Количество проектов, поданных на Второй национальный конкурс инноваций (по технологическим направлениям)

Наука и бизнес по-прежнему не могут найти общего языка, а частные инициативы пока не набрали критической массы, чтобы переломить ситуацию. Отсутствие коммерческого опыта у новаторов — это только часть проблемы, видимая верхушка айсберга. С ней вполне могли бы справиться инновационные менеджеры, а вот их дефицит — это системная дыра. Здесь нужна четкая государственная политика, направленная на развитие инфраструктуры, определение приоритетов в инновационной сфере, правил и механизмов взаимодействия всех участников инновационного рынка. «Необходимы комплексные государственные программы, нацеленные на развитие всей инфраструктуры, начиная со специальных программ в вузах и заканчивая созданием привлекательного инвестиционного климата в стране», — убежден Базыленко.

Опыт проведения конкурса, общение с новаторами, экспертами, партнерами убеждают: высокому потенциалу отечественного инновационного рынка нужны оперативные, системные и качественные реформы, способные сформировать систему технологического предпринимательстваи инновационного развития. Нам всем предстоит сделать общую лабораторную работу по инновациям.




Похожие записи:
  1. Интересы украинских изобретателей плавно перемещаются в сторону медицины и биотехнологий — таковы результаты конкурса «Инновационный прорыв-2010». То есть Украина держится в русле мировых инновационных трендов
  2. Чтобы показать свое превосходство, японские компании обрушили на конкурентов и публику лавину концепт-каров. В борьбе за клиентов производители меняют стратегии и приспосабливаются к местным рынкам
  3. Турция намерена стать главным связующим звеном в транспортировке газа и нефти в Европу
  4. Человечество продолжает набирать вес. Пока ученые ищут генетические и вирусные механизмы ожирения, практикующие врачи рекомендуют сбалансированное питание
  5. Долгое время развитие газовой энергетики считалось в Европе, и в частности в Германии, наилучшим способом решения энергетических проблем. Теперь здесь озаботились тем, как решить проблему зависимости от газа
  6. Украине, у которой мало своей нефти, зато много плодородной земли и носителей инновационных идей, сам бог велел активно взяться за производство топливного спирта растительного происхождения
  7. Ханс Рингерц, председатель Нобелевской ассамблеи по физиологии и медицине, удовлетворен тем, что столетний спор между нобелевскими «теоретиками» и «практиками» решается в пользу последних