Американская компания с украинскими корнями вкладывает сотни тысяч долларов в технологии усовершенствования продаж через Интернет и приглашает украинские супермаркеты к сотрудничеству. И консервативные сети соглашаются: предчувствуют выгоду

Прошлой осенью к одному столичному супермаркету несколько ночей подряд подъезжал небольшой фургон. Из него высаживался «десант» из 12 человек. Они быстро вытаскивали из машины несколько крупных аппаратов цилиндрической формы, проходили в помещение и работали до рассвета. «Десантник» подходил к полке, брал упаковку товара, ставил внутрь светящегося цилиндра, а затем возвращал на прежнее место. Кто организатор таинственной деятельности и к чему она может привести, разбирался «Эксперт».

Продуктовая сборка

В начале минувшего года 29-летний украинский предприниматель Егор Анчишкин основал компанию GVMachines, которая была зарегистрирована в США. Первым проектом стала организация службы заказов в продуктовом супермаркете. Анчишкин назвал ее «Кабанчи». Попав в Интернет, название получило суффикс *.com, в результате чего превратилось в «Кабанчи-ком». «Есть такое выражение ”метнуться кабанчиком”, то есть сделать что-то быстро», — поясняет предприниматель.

Во всей цепочке основным является фотосканер. «Сделать и привести в нормальный вид десятки фотографий заняло бы огромное количество времени»

Идея сбора продуктовой корзинки и ее доставки не нова. Она существовала даже в Советском Союзе и называлась «стол заказов». Правда, была не слишком популярна. В мире она сегодня широкодоступна и называется pick-up service. Вот теперь и в Украине количество интернет-магазинов и курьерских служб доставки продуктов питания растет не по дням, а по часам. Только у «Кабанчи» есть фишка: интернет-сайт супермаркета оформляется высококачественными фото всех без исключения товаров, которые команда делает по собственной инновационной технологии. Плюс уникальная система поиска. Уже очень скоро, как обещают разработчики, в режиме реального времени будет отображаться и наличие товара.

Во всей цепочке основным является фотосканер. «Сделать вручную и привести в нормальный вид десятки тысяч фотографий, необходимых для качественного оформления продуктового интернет-магазина, заняло бы огромное количество времени. К тому же это слишком дорого. Собственная технология позволяет нам получать снимок себестоимостью от трех до десяти гривен», — рассказывает Егор Анчишкин.

Первые шаги

Прием заказов по телефону или с помощью Интернета

Стартовые инвестиции в размере десяти тысяч долларов вложила семья Егора. Их хватило, чтобы нанять трех инженеров, которые за три месяца создали первый фотосканер, позволяющий получить качественное изображение любого товара без фотографа. Приземистый цилиндр собирали почти вручную. Он напичкан фотокамерами и представляет собой маленькую фотостудию на колесах. Внутрь ее помещается товар, сканируется, и изображение через сеть отправляется для дальнейшей обработки на Amazon. По словам разработчиков, это гораздо дешевле, чем использовать собственный парк серверов, ведь оплачивается лишь время, когда действительно ведутся работы. А необходимый софт, который способен распознать объект, вырезать его по контуру, очистить и убрать ненужные блики, сотворили своими силами.

Конечно, десяти тысяч на создание всех компонентов было недостаточно. Деньги закончились уже через три месяца. Но этой суммы хватило, чтобы сконструировать первый вариант фотосканера. Имея хоть какую-то разработку, поднять финансирование всегда проще.

Начался период переговоров с потенциальными инвесторами. Дело наладилось, когда Анчишкин рассказал о своих идеях Александру Ольшанскому, основателю регистратора доменных имен ImenaUA. Тот вначале даже пытался отговорить инноватора от идеи связываться с продуктовыми супермаркетами, поскольку договариваться с их владельцами сложно. Они торгуются каждый день, это их бизнес. Мол, маленький стартап идет торговаться с сетью. Но Анчишкин убедил будущего компаньона, что супермаркеты — именно то, что им нужно.

«Сложнее, чем продажа продуктов, нет ничего. Десятки тысяч позиций и нюансов в каждой из них: срок годности, состав, условия хранения. Лучшего места для откатки технологии просто не существует», — убеждал Анчишкин. Ольшанский сдался, когда понял, что эта технология масштабируема и применима во всем мире. Он и еще несколько инвесторов вошли в долю, и суммарная инвестиция составила несколько сот тысяч долларов.

Выбор продуктов. Клиент всегда прав

Пока шел поиск финансирования, развитие не останавливалось. Первые опыты ставили в домашних условиях, где отсканированные товары выглядели хорошо. Пришло время проверить разработку на деле. Прежде чем идти в супермаркет, технологию нужно было испытать в небольшой торговой точке и выяснить, насколько жизнеспособна идея: как поведет себя сканер в чужих руках и насколько эффективным окажется на поверку «амазоновское облако» (сеть компьютеров, совместно выполняющих одну вычислительную задачу. Предназначено для различных тяжелых расчетов). Поэтому начали с ларька на Ленинградской площади в Киеве. Отсканировали ассортимент и создали для него интернет-магазин. Выяснилось, что аппарат хорошо сканирует бутылки, но пакеты с чипсами у него откровенно не получаются. Инженеры приступили к устранению проблемы, и скоро технология была готова для покорения супермаркетов.

Сканирование товара в специально отведенном месте. Никаких очередей

Стучаться в большую разветвленную сеть не имело смысла «Чем больше сеть, тем дольше и сложнее будут приниматься решения», — считали партнеры. Тогдашний коммерческий директор торгового центра «Магеллан» с якорным продуктовым супермаркетом «Край» Виталий Коба оказался молодым энергичным руководителем. Он воспринял идею сразу. В «Магеллане» в работе сканера обнаружились новые недочеты. Вареные колбасы, прозрачные бутылки воды и водки и еще несколько позиций никак не хотели получаться. Но когда инженеры справились и с этой задачей, стало понятно: идея жизнеспособна.

Погрузка товара. Заказчику выходить из машины не обязательно

Время Ч

Переговоры велись с несколькими сетями одновременно, поскольку предпринимателям уже было что показать. Фотосканер приобретал всё более цивилизованные черты, снимки товаров становились всё лучше. Удалось отсканировать почти весь ассортимент «Магеллана» и создать сайт с нуля, наладив интернет-торговлю. В прошлом декабре ее услугами воспользовались около трехсот заказчиков. Представители сетей охотно поддерживали введение инновации на своем объекте, но не удавалось сойтись по условиям. Анчишкин с партнерами хотели за внедрение системы три-семь процентов от дополнительной выручки, прошедшей через онлайн-канал. Ведь составление первичной базы для одного большого магазина обходится в 150–200 тыс. гривен. Плюс затраты на поддержание баз в актуальном состоянии — ежегодно ассортимент обновляется как минимум на десятую часть.

Договориться удалось с «Фуршетом». «Нам повезло, что Игорь Баленко, совладелец сети, давно отошедший от оперативного управления, быстро принял нужное решение, — вспоминает Ольшанский. — Никогда миддл-менеджер или начальник IТ-отдела не решится на такой шаг, поскольку ничего, кроме головной боли, он им не сулит. Идти вперед и развиваться — всегда решение собственника».

Кроме того, интернет-магазин у этой продуктовой сети существовал уже десять лет и был на хорошем уровне. «Мы объединили наши базы, ведь сайт, система поиска и качество изображений, которые предлагает ”Кабанчи”, на порядок выше имеющихся сегодня в Украине», — рассказывает директор интернет-магазина «Фуршет» Денис Корчак. Ранее его служба ежедневно приносила не более пяти тысяч гривен прибыли. Поддержка сайта обходилась в две тысячи гривен в месяц.

«Эксперт» просил представителей компаний «Фуршет» и «Кабанчи» сравнить работу интернет-торговли до и после начала сотрудничества, но внятного ответа не получил: мол, пока сравнивать рано (эксперимент продолжается всего месяца полтора и пока находится в тестовом режиме), да и коммерческая тайна не велит. Но мы разузнали, что каждый сороковой заход на сайт furshet.kabanchi.com уже в декабре заканчивался заказом.

Лучше, чем рулетка

«Сейчас обо всём рассказывать легко. Но попробуйте что-то предсказать. Могло быть миллион причин, из-за которых мы не сделали бы даже первый шаг», — подчеркнул Егор Анчишкин.

Егор Анчишкин замахнулся на создание компании, равной которой в мире нет

С преодолением каждого препятствия команда обретала знания, которые стоят очень дорого, поскольку теперь молодые люди обладают технологией сканирования абсолютно всего, что продается в супермаркете. «Мне принадлежит доля в компании, которая умеет делать что-то, будучи единственной в мире. Таково мышление инвестора в таком проекте. И я не знаю, за сколько будет продана эта компания. За сотни миллионов, миллиард… Может, я не верну деньги. Это венчурный бизнес. Но если ты оказываешься владельцем компании, которая единственная в мире что-то может, — это БИНГО! Свои шансы в проекте я оцениваю выше, чем шансы выиграть в рулетку. То есть шансов выиграть у меня больше, чем один к 36, — рассказывает Александр Ольшанский. — В дополнение ко всему я понимаю, что применение технологии не ограничивается продуктовым ритейлом». Однако перевод системы на решение задач продажи группы non-food будет уже из разряда упрощения.

Сергей Григорович, основатель игровой империи GSC, разработавшей легендарных «Казаков» и «Сталкера», уверен, что в крупных городах такая доставка станет пользоваться спросом. Уже год его семья через Интернет покупает продукты и два года — ресторанную еду через курьерские службы.

Только заработок на доставке — не основная задача Егора Анчишкина и команды. «Мы хотим выстроить некоторый объем продаж, скажем, в десять миллионов гривен. И не важно, заработаем мы на этом или нет. Ценность приобретает наша платформа», — считает Анчишкин. При достижении критической точки продаж начинают работать следующие механизмы. Некий производитель хочет сделать акцию и прорекламировать свой продукт. Самое лучшее для этого место — там, где люди выбирают товар. Значит, интернет-платформа хорошо для этого подходит. Пока «Кабанчи» не занимается рекламой, но она обязательно появится. Это будут простые, платные объявления об акциях и новых товарных позициях. И это станет основным источником заработка «Кабанчи». Подобные платформы в Америке зарабатывают именно так.

«Через год-два выяснится, насколько перспективен проект и удастся ли его развить. Для этого нужно преодолеть две сложные вершины: еще раз откатать технологию в Украине (уже есть договоренности с сетью NOVUS), а потом в каком-то большом урбанизированном городе, например Москве, Питере или Париже», — делится планами Ольшанский. Скорее всего, выбор падет на соседнюю Россию: из-за отсутствия языкового барьера. Переговоры с россиянами уже идут.

А чтобы выйти на высоко конкурентные рынки Европы и Америки, по мнению Анчишкина, нужны серьезные доводы. «В мире у нас достаточно конкурентов. И даже если нам удастся создать более совершенную технологию, выход на западные рынки всё равно будет очень тяжелой задачей. Это я очень хорошо понимаю, проработав не один год в Америке», — говорит он.

Нужна самая малость: попасть в пять процентов счастливчиков. Такова мировая статистика успешных стартапов.

Сетевые некрологи

Неудачные стартапы некоторых компаний, занимавшихся розничной интернет-торговлей в США

WEBVAN, 1999–2001 Компания занялась интернет-торговлей бакалейными товарами. Вполне удовлетворяла потребности имеющихся клиентов, но не смогла набрать необходимое их количество. Потратила 800 млн долларов.

KOZMO.COM, 1998–2001 Интернет-магазин книг, видеоигр, еды с бесплатной доставкой в течение часа в 11 крупных городах. Одна из причин краха — непродуманная бизнес-модель, основанная на бесплатной доставке. Компания потратила 250 млн долларов.

ETOYS.COM, 1997–2001 Фирма занималась онлайн-торговлей игрушками. На пике развития оценивалась в восемь миллиардов долларов. Не справилась с организацией продаж в рождестве


Похожие записи:
  1. Немецкие пенсионеры и средний класс из постсоветских стран обеспечили курорту Карловы Вары прежнюю популярность и превратили его в жемчужину мировой бальнеологии
  2. Экономику, основанную на знаниях, без эффективной защиты интеллектуальной собственности построить невозможно
  3. Многолетняя стратегия развития, умеренность в расходах и готовность шаг за шагом идти к поставленной цели помогают средним частным компаниям Германии быть влиятельными игроками в глобальной экономике
  4. Грядущая приватизация национальных железных дорог вызывает растущее сопротивление в германском обществе. Немцы опасаются, что проезд станет дороже, а качество услуг — хуже
  5. Вскоре обычное банковское отделение сможет на равных конкурировать за время клиента с магазинами и кафе. О том, как это произойдет, рассказывает глава экспериментального филиала Deutsche Bank Томас Клее
  6. Стартовал третий тур Конкурса инноваций, организованного журналом «Эксперт Украина». Второй тур показал, что, вопреки мифам, национальный бизнес готов использовать отечественные разработки. Процесс тормозит кадровый дефицит технологических менеджеров и маркетологов
  7. Пакет финансовой помощи американскому среднему классу вряд ли поможет решить накопившиеся структурные проблемы экономики США