Четвертая в мире по величине звукозаписывающая студия будет распространять свои композиции без цифровой системы защиты, поддержав тем самым инициативу компании Apple. Это принесет пользу не только меломанам, но и производителям музыкальной продукции

Звукозаписывающая компания EMI в скором времени начнет продавать свои записи через Интернет без антипиратской защиты. Они будут стоить немного дороже защищенных, но, по уверениям руководства EMI, их качество будет заметно выше. Первым магазином, который займется распространением незащищенной музыки, станет Apple iTunes. Уже к концу текущего года более половины принадлежащих компании композиций будут распространятся без цифровой защиты. Следует отметить, что этой студии принадлежат права на более чем миллион музыкальных композиций.

Защита не справилась

Заявление EMI о намерении распространять музыкальные композиции без антипиратской защиты DRM (digital rights management — система цифрового управления правами) последовало вскоре после обращения главы компании Apple Стива Джобса к гигантам звукозаписывающей индустрии. В своем обращении Джобс призывал производителей музыкальной продукции отказаться от DRM. По его словам, «защита авторских прав не справилась со своей задачей, а потому отказ от DRM принесет пользу не только производителям и продавцам музыки, но и конечным потребителям».

В случае отказа от антипиратской защиты музыкальная индустрия получит возможность увеличить продажи благодаря снижению цен на композиции музыкальными ритейлерами. Сами же потребители смогут приобретать музыку в различных интернет-магазинах вне зависимости от марки плеера, то есть смогут выбирать и приобретать музыку из гораздо большего количества источников, начиная с Apple iTunes и заканчивая цифровым магазином Zune, и проигрывать честно приобретенные композиции на любом подходящем устройстве.

Конечно, пока трудно спрогнозировать убытки, которые могут понести производители комплексных решений. В накладе могут остаться компании, которые зарабатывают на связке системы плеер—цифровой магазин, как например iPod-iTunes. Не исключено, что активизируются пираты, которым теперь не придется взламывать коды DRM. И все же в предложении Джобса и инициативе EMI есть рациональное зерно — отказ от DRM принесет гораздо больше пользы, нежели вреда.

Благо ли DRM?

Уже седьмой год подряд мировой рынок музыки переживает не самые лучшие времена. В прошлом году он сократился на три процента, несмотря на то что доля цифровой музыки увеличилась до двух миллиардов долларов (по сравнению с 2005-м годом рост составил 200%, но не стал рекордным — в 2005 году он достигал 400%). Надежды на то, что продажи цифровой музыки компенсируют спад на рынке обычных музыкальных компактдисков, не оправдались. В крушении бизнес-надежд владельцы музыкальных магазинов винят пиратов, которые зачастую удовлетворяют потребительский спрос бесплатно. Но попытки защититься от пиратов лишь ухудшило ситуацию.

По словам генерального директора службы eMusic (второго по величине магазина после iTunes на американском рынке) Дэвида Пакмана, «крупные игроки, пытаясь бороться с дармовщиной, препятствуют также и росту легального рынка». Введение DRM хотя и привело к резкому уменьшению количества пиратских копий в Сети, но зато породило массу серьезных проблем, которые мешают развиваться мировой музыкальной индустрии.

Так, концепция DRM предусматривает интеграцию в цифровые музыкальные файлы особых кодов, ответственных за проверку подлинности приобретаемого конечным пользователем материала. Как следствие, каждая из фирм-производителей старается держать этот код в секрете, чтобы он не смог попасть в руки пиратов, а значит, массовые производители плееров (такие как iAudio, iRiver или NEXX) не могут встраивать в свои плееры его поддержку. Кроме того, DRM бьет и по владельцу оцифрованного музыкального произведения. Так, компания Sony два года назад стала внедрять систему DRM в свои музыкальные диски. Однако это привело к возникновению в пользовательском антивирусном программном обеспечении уязвимых мест, и компания была вынуждена отозвать все диски с рынка уже через несколько месяцев продаж, понеся довольно чувствительные убытки.

«В музыкальной отрасли, как и во многих других, необходимо единство форматов», — говорит Пакман. А в условиях соблюдения секретности кодов DRM разных производителей о едином формате речи быть не может. Это вторая проблема, возникшая с внедрением таких систем, — цифровую музыку, защищенную DRM и приобретенную, скажем, в интернет-магазине Rhapsody, нельзя воспроизводить на плеерах iPod. То же самое происходит и с другими интернет-магазинами.

Эти два фактора — многообразие DRM и отсутствие единого формата — привели к охлаждению интереса покупателей к цифровой музыке. А ведь когда эта технология появилась, ее популярность была невероятно высока. По прогнозу Международной ассоциации звукозаписывающей индустрии (IFPI), ближайшие три года вряд ли стоит ожидать роста на рынке цифровой музыки — если он и будет, то весьма незначительный. Тем не менее первые шаги к исправлению сложившейся ситуации уже сделаны, и если союз Apple и EMI будет успешным, то рынок вновь начнет быстро расти.

Уже двое

С инициативой отказа от DRM Стив Джобс уже выступал в конце января этого года вскоре после завершения ежегодного съезда представителей музыкальной отрасли в Каннах. На своем форуме гиганты мировой музыкальной индустрии обсуждали и судьбу DRM. В качестве альтернативы они предлагали, например, упорядочить рынок peer-to-peer (программное обеспечение p2p, eDonkey, eMule или BitTorrent позволяет пользователям Сети обмениваться файлами напрямую, минуя интернет-серверы) таким образом, чтобы пользователи могли рекомендовать своим знакомым те или иные композиции, получая либо процент с продажи цифровой музыки, либо возможность бесплатно скачивать музыку. Но идея заинтересовать меломанов промоутерством какого-либо конструктивного развития на съезде не получила. Собравшиеся пожаловались друг другу на положение дел, пофантазировали, как было бы здорово навести порядок, съели пару сэндвичей и разъехались по своим засекреченным DRM-департаментам.

Стиву Джобсу это пустопорожнее времяпрепровождение, видимо, надоело. Предложение было явно не спонтанным. В Apple, конечно, просчитали все выгоды и от единства форматов, и от совместимости с потребительской электроникой. Что касается пиратства, то Джобс резонно заметил, что оно будет всегда, какие бы препоны ни ставили производители цифровой музыки. Повышение активности музыкальных пиратов на три процента или чуть больше практически ничего не решит.

Крупные игроки, пытаясь бороться с дармовщиной, препятствуют росту легального рынка

Понятно, что Стив Джобс решил возглавить движение за отказ от кодирования неспроста. По данным сингапурского продавца цифровой музыки SoundBuzz, самым популярным цифровым плеером на современном рынке является плеер iPod от компании Apple. Однако в мире ежедневно продается не так много экземпляров этого плеера, как хотелось бы главе Apple, поскольку не все пользователи могут перейти на продукцию его компании. Ведь iPod поддерживает либо незащищенные DRM mp3-файлы, либо цифровую музыку, скачанную только в магазине Apple iTunes. Пользователи, уже собравшие большие коллекции музыки от других музыкальных магазинов, не хотят переходить на плеер, который не поддерживает их музыкальные собрания. А вот в случае отказа конкурентов от DRM в лагере пользователей Apple будет пополнение.

Еще в январе главы четырех крупнейших звукозаписывающих студий — Universal Music, Sony BMG, Warner Music и EMI (эти четыре гиганта контролируют 70% всего музыкального рынка мира) — к предложению Джобса отнесли скептически. «Мы не намерены отказываться ни от DRM, ни от услуг, в которых используется эта технология», — сказал глава компании Warner Music Эдгар Бронфман.

Но теперь, похоже, настал переломный момент. В конце прошлого года компания EMI заявляла о том, что «использование DRM не возмещает затрат» на поддержание системы защиты авторских прав. Сейчас студия приступила к реализации плана по продажам незащищенной музыки и, может быть, теперь, когда отказ от DRM поддерживают уже две влиятельные компании — Apple и EMI, — остальные прислушаются к их мнению.




Похожие записи:
  1. Что дала Соединенным Штатам программа по выкупу токсичных активов — TARP
  2. Периодические изменения параметров орбиты Земли и угла наклона ее оси отвечают за циклы рождения и смерти населяющих нашу планету животных, по крайней мере грызунов
  3. Устойчивость газовой империи держится на одном постулате — российский газ стоит столько, сколько за него готовы платить европейские потребители. То есть в пять и более раз выше его себестоимости
  4. Анализ динамики мировой и американской нефтедобычи за минувший век показывает,
  5. Человечество продолжает набирать вес. Пока ученые ищут генетические и вирусные механизмы ожирения, практикующие врачи рекомендуют сбалансированное питание
  6. Биотехнологическая отрасль одного из лидеров мировой фармацевтики — Швейцарии — держится на небольших инновационных компаниях. При поддержке государства и венчурных инвесторов они принимают на себя основные риски по разработке новых препаратов, а в случае успеха в игру вступают ведущие корпорации
  7. Проблема реформирования пенсионной системы сегодня остро стоит чуть ли не в каждой стране мира. Основная тенденция — отказ от распределительной государственной системы пенсионного обеспечения населения и переход на накопительную