Новая программа NASA -- это создание новых челноков для освоения Луны и Марса, ремонт телескопа Хаббл и временный отказ от исследования дальних планет

Америка застыла в ожидании "часа Х" -- первого запуска космического челнока Discovery. Тревога понятна -- в программе многоразовых пилотируемых полетов Shuttle была взята пауза более чем на два года. Работа комиссии по расследованию причин катастрофы корабля Columbia 1 февраля 2003 года завершена, "стрелочники", как водится, наказаны. В конце апреля 2005 года Майкл Гриффин, только-только назначенный главой NASA, отложил на два месяца официальную дату запуска Discovery -- он полетит не 22 мая, а в "окно" с 13 по 31 июля. Главная космическая держава мира сейчас не может себе позволить промахнуться -- ее репутация и без того оказалась изрядно подмочена зимой 2003-го. Разумеется, о стопроцентной гарантии от очередной неудачи речь не идет по определению: так, по оценкам одного из членов комиссии по расследованию катастрофы, физика из Стэнфордского университета Дугласа Ошероффа, при каждом запуске шаттлов среднестатистическая вероятность катастрофы составляет от 1 до 2%, а вероятность того, что хотя бы один из оставшихся по программе до 2010 года 28 полетов космических челноков повторит печальную судьбу Columbia и Challenger лежит в диапазоне 24?43%. По-видимому, эти цифры оказали определенное влияние на процесс принятия решений новым руководством NASA: в предложенной Майклом Гриффином перед сенатом промежуточной ревизии программы Shuttle предполагается сократить количество запусков челноков почти вдвое. Безопасно, просто, быстро Эпохальное выступление президента США Джорджа Буша в конгрессе 14 января 2004 года, когда глава Белого дома предложил соотечественникам и остальному миру "новый план исследования космоса и расширения присутствия человека во всей нашей Солнечной системе", звучало как своего рода индульгенция тогдашнему руководству NASA -- до этого его все и вся жестко критиковали за "преступную халатность" при подготовке полета Columbia. Возвращение на Луну "американского человека" к 2015 году, пилотируемая миссия на Марс до 2025 года, в отдаленной перспективе -- еще более амбициозные проекты полетов к другим планетам Солнечной системы, наконец, обширный перечень роботизированных космических миссий, основной целью которых будет поиск внеземных форм жизни, -- все эти космические "бушизмы" основательно встряхнули широкую американскую и мировую общественность, заждавшуюся смелых идей в благородном деле освоения околоземного пространства. По сути Джордж Буш заявил, что космические приоритеты Соединенных Штатов радикально меняются -- от челночных орбитальных экспедиций они переходят к исследованию дальнего космоса. Последний раз столь четко и ясно свою долгосрочную стратегию в космосе американцы формулировали в 60?70-х годах прошлого столетия, когда реализовывали лунную программу "Аполлон". Почти сорок лет -- вплоть до 2004 года -- стратегии в космической деятельности, стратегии с четкими и понятными обществу задачами, особенно в части пилотируемой космонавтики, у американцев не было. В начале 80-х на смену "Аполлону" пришла программа Shuttle -- челноки создавались для ведения военных действий на орбите. С распадом Советского Союза и окончанием холодной войны программа "подвисла". И в 90-е годы американские политики вынуждены были в спешном порядке искать "промежуточные" задачи, чтобы хоть чем-то оправдать мирное использование весьма дорогостоящих боевых челноков (согласно официальным данным, каждый запуск шаттла обходится в 600 млн долларов, а по альтернативным оценкам -- до 1 млрд). Одной из таких понятных обществу задач стала программа по созданию на орбите Международной космической станции: грузовой отсек шаттла, где, согласно проекту, должна была размещаться лазерная пушка, идеально подходил для доставки на орбиту модулей МКС и другого крупногабаритного оборудования. Постепенно первоначальный всеобщий энтузиазм вокруг МКС повыветрился, и американским политикам стало все труднее объяснять самим себе и рядовым согражданам, зачем, собственно, им нужна эта станция. В отсутствии четких ориентиров в аэрокосмической индустрии США обозначился явный застой. Прервала эту затянувшуюся неопределенность катастрофа корабля Columbia в феврале 2003 года. Комиссия, расследовавшая причины той аварии, в числе прочих выдала и такую рекомендацию: "В самое ближайшее время необходимо выработать новый план в сфере освоения космоса". Этот план президент Буш и огласил в январе 2004 года, вся суть его передается броским слоганом: "Обратно на Луну, далее -- на Марс и за его пределы". Чтобы реализовывать этот план, в NASA в апреле 2005 года позвали новую команду чиновников. Четырнадцатый по счету администратор NASA Майкл Гриффин сразу же оказался в остром цейтноте: в подведомственном ему хозяйстве царила полная неразбериха, а до первого старта обновленного шаттла Discovery оставалось чуть более месяца (тогда он планировался на конец мая). Передвинув сроки запуска рейса OV-103, Гриффин с головой ушел в вопросы глобальной стратегии и уже 12 мая 2005 года в специальном докладе подкомитету сената США по торговле, юстиции и науке представил свое видение новых приоритетов американской космической программы. Безусловно, говорить о том, что "меморандум 12 мая" -- это жестко упорядоченный набор кратко-, средне- и долгосрочных ориентиров развития NASA и аэрокосмической индустрии США в целом, пока не приходится. В том красочном плане, что выставили на всеобщее обозрение Майкл Гриффин и его ближайшие соратники, остается большое количество белых пятен и плохо прорисованных элементов. Причем один из самых размытых участков доклада -- амбициозная программа по созданию следующего поколения пилотируемых космических аппаратов (в оригинале -- Crew Exploration Vehicle, CEV) -- является одновременно, по задумке его авторов, и "самым ударным". Согласно заявлениям предшественников Майкла Гриффина, первый запуск CEV первоначально предполагалось осуществить в 2014 году. В то же время руководством NASA было заявлено, что шаттлы будут сняты с эксплуатации уже к 2010 году -- сразу же после того, как они доставят на орбиту все модули и оборудование, необходимые для завершения сборки МКС. Очевидный результат этого хронометрического разнобоя -- четырехлетняя пауза, во время которой Соединенные Штаты окажутся полностью лишенными независимого выхода в космос, а американская собственность на орбите, в которую вложены миллиарды долларов добропорядочных налогоплательщиков, останется в полном распоряжении партнеров-конкурентов. В итоге именно этот четырехлетний зазор, а не сама новая космическая программа CEV, стал предметом оживленных дискуссий в американских СМИ и научном сообществе. По мнению Гриффина, NASA необходимо сделать все от него зависящее, чтобы новый корабль был построен не к 2014-му, а к 2010 году. На пресс-конференции, которую Майкл Гриффин дал сразу же после выступления в сенате, он продекларировал триединую задачу: "CEV должен быть максимально безопасным; его дизайн должен быть простым; сделан он должен быть очень быстро". Однако после того, как многочисленные американские журналисты засыпали г-на Гриффина вопросами, пытаясь уточнить, что же именно будет собой представлять этот продукт XXI века, быстро выяснилось -- многомудрый администратор пока имеет очень смутные представления о конкретных наработках в этом направлении. Согласно предварительным оценкам специального исследовательского подразделения NASA (Exploration Systems Unit), непосредственно занимающегося разработкой космического корабля CEV, до 2014 года на эту программу будет потрачено примерно 15 млрд долларов. Насколько точно эта цифра отражает реальный расклад и каким образом эти деньги будут распределяться между различными составляющими проекта, Майкл Гриффин не сказал, отделался общими фразами. По схеме, предложенной предыдущим главой NASA Шоном О`Кифом, окончательный выбор между двумя проектами-финалистами программы CEV (а ни для кого не секрет, что за этот лакомый кусок сегодня борются два консорциума: один во главе с корпорацией Lockheed Martin, а второй -- это тандем Northrop Grumman--Boeing) должен был быть сделан лишь в 2008 году. Майкл Гриффин посчитал необходимым существенно ускорить процесс и передвинул этот срок на 2006 год. Такой конкурсный сценарий выглядит по меньшей мере сомнительным, поскольку предъявляемые NASA требования к дизайну и "начинке" нового космического аппарата до сих пор не прояснены. Вообще же программа CEV предполагает создание трех различных модификаций пилотируемого корабля нового поколения. Первая версия CEV, а пока только о ней, собственно, и идет речь, предназначена для полетов на околоземную орбиту, в том числе и на МКС. Вторая модификация корабля нового поколения предназначена для доставки экспедиций на Луну, а третья -- для полетов к Марсу. Спасение телескопа Много вопросов пока и с дальнейшей судьбой программы Shuttle. По словам Гриффина, наряду с завершением строительства МКС Shuttle по-прежнему остается "главным приоритетом" NASA. Ближайшие несколько запусков космических челноков, по всей видимости, пройдут под единым девизом "Безопасность, безопасность и еще раз безопасность". И ради этой безопасности американцы, похоже, готовы пожертвовать количеством запусков. Разумеется, пока никто в руководстве как NASA, так и Белого дома не может себе позволить открыто признать, что график строительных работ на МКС сорван. Хотя, судя по осторожным комментариям самого Майкла Гриффина, чиновники NASA склоняются к тому, чтобы сократить до минимума количество оставшихся до полного свертывания программы Shuttle запусков и достраивать МКС при помощи грузовых непилотируемых кораблей. Наконец, еще один важный элемент стратегии нового руководства американского космического ведомства -- принципиально пересмотрено решение, принятое Шоном О`Кифом в феврале 2004 года, свернуть все проекты по спасению космического телескопа Hubble, у которого вышли из строя солнечные батареи и два гироскопа, управляющих его ориентацией в пространстве. Заменить поврежденные элементы нужно срочно -- без этого легендарный орбитальный телескоп уже через два-три года полностью потеряет свою работоспособность. Отказ NASA отправить к телескопу пилотируемую ремонтную экспедицию во многом был следствием всеобщего страха, которым космическое ведомство было охвачено в первые несколько месяцев после гибели челнока Columbia. В научных кругах Америки это решение было воспринято очень болезненно. Общую точку зрения выразил известный астроном Роджер Томпсон из университета Аризоны: "Один полет на Hubble сделает гораздо больше для науки, чем двадцать пять полетов челноков на МКС". И вот новый администратор NASA, а он пользуется большим авторитетом в американских аэрокосмических кругах, отменил поспешное решение О`Кифа. Пока в исправленной редакции бюджета NASA на 2006 год на пилотируемую экспедицию к Hubble планируется выделить около 300 млн долларов. Это новая и весьма затратная статья в бюджете, общая же сумма расходов управления остается неизменной, а потому руководство NASA вынуждено срочно определиться, какие среднесрочные проекты можно признать менее существенными и урезать, а то и вообще заморозить их финансирование до лучших времен. Свой базовый финансовый принцип г-н Гриффин неоднократно излагал публично: "Мы (NASA) не должны требовать дополнительных бюджетных вливаний. Все, что от нас требуется сегодня, -- взять деньги из тех программ, которые представляют меньший научный интерес и привлекают меньше общественного внимания, и перераспределить эти деньги в пользу более важных". В соответствии с этим принципом руководство NASA приостановило две исследовательские программы по поиску планет вне Солнечной системы: Space Interferometry Mission (запуск космического аппарата этой миссии был запланирован на 2011 год) и Terrestrial Planet Finder, который должен был отправиться в космос в 2014 году. Кроме того, жертвой операции по возрождению телескопа Hubble может стать проект Mars Science Laboratory: отправка на красную планету усовершенствованного робота-вездехода переносится с 2009-го на 2011 год. Еще одним аутсайдером, л


Похожие записи:
  1. Несмотря на аварию на японской атомной станции «Фукусима-1», ядерное топливо в мире дешеветь не будет
  2. В изучении обоняния ученые делают лишь первые шаги. Но даже на фрагментарном знании этой самой древней и изощренной рецепторной системы можно делать новые продукты и зарабатывать деньги
  3. Власти Великобритании решили приватизировать компанию по утилизации ядерного топлива и ликвидации отработавших свой срок АЭС
  4. Во всем мире отмечается бурный рост венчурных инвестиций в высокие технологии, связанные с альтернативной энергетикой. Украина имеет все возможности активно включиться в этот процесс — таково мнение участников инновационного клуба журнала «Эксперт Украина»
  5. В Украине зарождается национальная сеть бизнес-ангелов — компаний, которые финансируют рискованные инвестиционные проекты. Для динамичного развития им необходимы грамотное государственное стимулирование и взаимопонимание с отечественными инноваторами
  6. Власти Великобритании решили приватизировать компанию по утилизации ядерного топлива и ликвидации отработавших свой срок АЭС
  7. В Женеве запустили одну из самых раскрученных и дорогих экспериментальных физических установок — Большой адронный коллайдер. Благодаря ему человечество узнает, как устроен мир