В США уже больше месяца бастуют теле- и киносценаристы. Дальнейшее продолжение забастовки грозит миллионными убытками не только Голливуду, но и всему Лос-Анджелесу

Уже больше месяца продолжается забастовка американских теле- и киносценаристов. Забастовщики обвиняют студии в слишком низких выплатах «остаточных гонораров», которые полагаются за распространение теле- и кинопродукции на DVD и через сеть Интернет. Доля доходов студий от распространения по этим каналам постоянно растет, но со сценаристами они делиться не спешат.

Так, киностудии предлагали выплачивать сценаристам 250 долларов в год за показ часового ТВ-ролика в Интернете. Это совсем немного по сравнению с тем, сколько сценаристы зарабатывают за один повтор эпизода по телевидению, — 20 тыс. долларов. Такая разница в уровне оплаты за показ фильмов в традиционном и новом форматах и привела к забастовке.

Отказ сценаристов выходить на работу стал самым серьезным кризисом в американской телевизионной и киноиндустрии за последние двадцать лет. Он привел к остановке съемок десятков телесериалов, шоу и крупнобюджетных фильмов в Голливуде. Пока последствия забастовки ощущаются только на еженедельных ток-шоу и сериалах (включая такие популярные, как «Отчаянные домохозяйки»), но уже в начале 2008 года коснутся и кинопроектов, реализация которых была запланирована на зиму-весну.

Дело в том, что сценаристы не просто пишут сценарии, а участвуют в самом процессе съемок, постоянно находясь на съемочных площадках, чтобы адаптировать сценарий к актерам, декорациям, массовке и режиссерским идеям. Если же забастовка затянется, зрителям придется пересматривать старые фильмы и серии, поскольку выход новых задержится.

Против производителей коробок

В конце ноября гильдия писателей Америки (Writers Guild of America, WGA) отвергла предложение студий выплатить сценаристам 130 млн долларов дополнительных роялти за три года. По мнению WGA, это недостаточно уравнивает уровень выплат, которые сценаристы получают от распространения фильмов по новым каналам, с тем, сколько они зарабатывают при демонстрации картин по традиционным моделям распространения.

Перемены на медиарынке в последние несколько лет привели к тому, что сценаристы стали чувствовать себя обойденными при распределении доходов. В частности, они требуют более высокихставок гонораров с продаж DVD и показа телепрограмм в Интернете — сфере деятельности телеканалов, в которой отмечается стабильный рост доходов от продажи рекламы. «Ситуация сложилась просто смехотворная. Рядовой писатель для телешоу получает четыре цента остаточного гонорара с продажи каждого DVD. Тогда как даже производители коробок для DVD получают больше. Студии жалуются на нехватку средств и на то, что повышение гонораров писателей взвинтит и без того немалые затраты на производство телешоу. Но когда те же студии отчитываются перед акционерами или инвесторами на Уолл-стрит, они рисуют совершенно иную финансовую картину», — рассказал «Эксперту» представитель голливудского филиала WGA Грег Митчел.

Удар по городу-мечте

Раньше других последствия забастовки ощутили на себе ежедневные телешоу — с первого дня телеканалы стали показывать повторы более ранних выпусков. Схема производства телесериалов обычно предполагает съемки на несколько недель вперед, поэтому у большинства студий есть запас материала примерно на месяц. Затем регулярный показ и этого вида телепрограмм будет приостановлен. Специфика работы киноиндустрии такова, что фильм обычно выходит на экраны через год-полтора после завершения съемок, поэтому обычный кинозритель почувствует последствия нынешней акции протеста лишь в 2009 году.

Между тем эффект забастовки простирается далеко за пределы индустрии развлечений — страдают все виды сопутствующего бизнеса. Особенно это ощутимо в Лос-Анджелесе — одном из крупнейших мировых центров кино- и телепроизводства. Так, уже в первую неделю забастовки химчистки, находящиеся рядом со студиями, сообщили о потере 30% работы — при остановке съемок отпадает необходимость и в чистке костюмов. Удар от забастовки ощутили также компании по поставке продуктов питания, гостиницы, флористы и многочисленные представители малого бизнеса, располагающиеся вблизи киностудий и ориентирующие свой бизнес на нужды Голливуда.

Согласно данным Корпорации по экономическому развитию округа Лос-Анджелеса (Los Angeles County Economic Development Corp., LACEDC), один высокобюджетный фильм с бюджетом в 70 млн долларов создает 928 рабочих мест,231 из которых непосредственно связан с кинопроизводством, а 697 являются косвенными рабочими местами. По оценками LACEDC, потенциальные убытки от простоя теле- и кинопроизводства составляют 80 млн долларов в день. Общая сумма убытков от предыдущей забастовки сценаристов, длившейся в 1988 году 22 недели, составила 500 млн долларов. За месяц нынешней забастовки убытки экономики всего города оказались равны 2,4 млрд долларов.

Продолжение забастовки означает, что многим небольшим компаниям в Голливуде придется уволить часть сотрудников, что приведет к росту безработицы в городе. Это может изменить общее настроение в Лос-Анджелесе: если пока большинство горожан, от известных актеров до продавцов и флористов, поддерживает требования сценаристов, то рост экономических проблем в городе может лишить бастующих этой поддержки.




Похожие записи:
  1. В изучении обоняния ученые делают лишь первые шаги. Но даже на фрагментарном знании этой самой древней и изощренной рецепторной системы можно делать новые продукты и зарабатывать деньги
  2. Последние наблюдения британских астрономов позволяют предположить, что первые звезды зажглись менее чем через 500 миллионов лет после Большого Взрыва
  3. Rio Tinto приобретает одного из крупнейших производителей алюминия — канадскую Alcan. Заставить англо-австралийскую майнинговую компанию потратить на второстепенный для нее бизнес десятки миллиардов долларов могла только уверенность в блестящих перспективах алюминиевого рынка
  4. Похоже, технический прогресс и нужды потребителей наконец-то нашли точки соприкосновения. В мейнстриме - масса простых, понятных, относительно недорогих и безопасных штучек
  5. Европейский рынок одежды стагнирует. Растет лишь один сегмент — «быстрая мода». Европейцам он дает возможность быстро обновлять гардероб, а текстильную промышленность спасает от конкуренции с Китаем
  6. В финал всеукраинского конкурса «Инновационный прорыв-2010» вышло восемнадцать проектов. Судьбу их авторов и возможность реализации идей 21 декабря определят инвесторы. Деньги смогут получить только пять счастливчиков
  7. В ключевых нефтедобывающих регионах — на Ближнем Востоке, Каспии и в России — все актуальнее становится интеграция всех подотраслей нефтяного сектора: добычи, транспортировки и переработки