Многолетние усилия ученых, инженеров и предпринимателей, работающих над связью третьего поколения, дали результат. Теперь, чтобы посмотреть крутую порнуху, достаточно достать из кармана мобильник

Ежегодно в феврале население приморского городка Канны, что на Лазурном берегу, удваивается. На конгресс 3GSM съезжаются крупнейшие компании сотовой связи. Во Дворце фестивалей вместо кинофильмов показывают новейшие достижения телекоммуникационной индустрии. Площадей катастрофически не хватает, на выставке нет места даже для стульев. Толпы людей клубятся не только внутри и вокруг дворца, но и растекаются по набережной Круазетт. В каждом отеле идут презентации и пресс-конференции. Участники конгресса выбираются на пляж. Только не думайте, что расслабляться -- загорать и купаться на Лазурном берегу в это время все-таки рановато. А заполнить весь пляж разноцветными павильонами с логотипами производителей и различными гаджетами внутри -- в самый раз. Более того, выставка перетекает в открытое море. Если важного заказчика у стенда даже посадить негде, то можно прокатить его на кораблике вдоль берега. Ну если не прокатить, то пропустить с ним рюмочку в стоящей на приколе у каннского пирса яхте. Лидеры отрасли приезжают в Канны прежде всего тусоваться. И на нынешнюю тусовку прибыло около 40 тыс. человек (в прошлом году на выставке было зарегистрировано 28 тыс. участников). Мировой телеком, несколько лет пребывавший в кризисе, а потом в апатии, снова почувствовал запах легких денег. "Подключаем неподключенных", "Меняем правила в меняющемся мире", "Нет пределов для роста" -- кричат слоганы мировых производителей. Вице-президенты компаний на пресс-конференциях пытаются работать скорее как шоумены, чем как гуру хайтека. На головы посетителей, среди которых только профессионалы ("просто так" билет на конгресс не продается, а самый дешевый пропуск стоит 500 евро), обрушивается масса новых аббревиатур. Вы только научились зарабатывать деньги на SMS, закупили оборудование для передачи мультимедийных сообщений MMS? Забудьте! Это технологии прошлого века! На смену им идут IMS, HSDPA, DVBH... Куда действительно движется индустрия? И движется ли она вообще? В мутном информационном потоке удается уловить несколько тенденций: маховик третьего поколения мобильной связи (3G) удалось запустить; сотрудничество операторов связи с медиа (пока в основном порнографическими) все же началось; развивающиеся рынки из модной темы превратились в реальный огромный бизнес; главными заботами производителей оборудования мобильной связи стали увеличение скорости передачи данных в сотовых сетях и интеграция мобильных и фиксированных сетей.

Третье поколение Львиная доля новинок Каннского конгресса была ориентирована на сети третьего поколения (3G). Сейчас большинство пользователей мобильной связи, а их мире 1,7 млрд, используют сети второго поколения (самый распространенный стандарт второго поколения -- GSM). Технологии третьего поколения были задуманы два десятка лет назад. Их создатели хотели реализовать такую высокую скорость передачи информации в сетях, чтобы пользователи могли не только слышать, но и видеть человека, которому они звонят. Пока велись разработки, широко распространился Интернет, сильно подешевели и стали компактнее цифровые фото- и видеокамеры, маленькая карточка памяти теперь вмещает гигабайт данных (для сравнения -- полноценный фильм на DVD занимает около 4 гигабайт). Все эти новинки пытались как-то интегрировать с сетями 3G. Первая сеть была запущена в 2000-м и года через два начала нормально работать. Но только в Японии. Европейцы не справились с валом проблем. Части системы зависали и не хотели согласованно работать друг с другом, покрытие сетью территории было нестабильным, радиосигнал куда-то вдруг исчезал, телефоны одних производителей не хотели работать с сетями других. Но главное -- в Западной Европе операторы связи заплатили огромные деньги за лицензии и оказались не в состоянии закупать оборудование. Это отчасти спровоцировало кризис всей телекоминдустрии. Дальше -- больше: оказалось, что обещанных скоростей, нужных для передачи видео, в 3G и в помине нет. И скорости нестабильны. Гроза или магнитная буря влияют на радиосигнал -- и связь пропадает. Нужно ли вообще строить сети? Чем привлекать клиентов? Конгресс в Каннах не дал однозначного ответа на эти вопросы. Производители оборудования уверены в успехе технологии. "3G стало реальностью", -- утверждает президент шведского производителя оборудования связи Eriсsson Карл-Хенрик Сванберг. Действительно, в прошлом году сети заработали во многих странах Западной Европы, Азии и США. На конец 2004 года в мире было уже 28 млн абонентов 3G. По данным Informa, 16 млн из них обслуживали сети стандарта WCDMA (он считается европейским) и 12 млн -- стандарта 1xEV-DO (более распространен в Азии и Америке). Но о настоящем успехе 3G можно говорить только в Японии и Корее, где число абонентов вот-вот перешагнет 10-миллионную отметку. Системы 3G более совершенны не только по скорости передачи данных. Вице-президент Nortel Networks по маркетингу Алан Притчард рассказал корреспонденту "Эксперта", что 3G-сети намного эффективнее традиционного GSM используют эфирные ресурсы (особенно при высокой плотности населения), управлять же ими, в силу их более современной архитектуры, проще. Качество сервиса для абонента зависит от "последней мили" эфира между телефоном и базовой станцией -- именно там обрываются звонки, искажается звук, падает скорость передачи. Сети предыдущего поколения требовали ручной настройки, производить которую можно было в лучшем случае раз в полгода, сети 3G можно настраивать в полуавтоматическом режиме постоянно. Но европейским потребителям не до технических тонкостей. В Европе счет абонентов 3G идет максимум на десятки тысяч. Главы компаний -- операторов связи давали маловразумительные ответы на вопрос, сколько же у них абонентов 3G. Глава T-Mobile Рене Оберманн, например, сказал лишь, что число пользователей высокоскоростных приложений в его сети -- 200 тыс. А глава французского оператора Orange Санджив Ахуджа признался -- всего 35 тыс. Не хотят европейцы идти в 3G, не хотят покупать новые тяжелые телефоны за 600 евро. А те, кто купил, толком и не понимают, к чему их приспособить. Львиную долю средств с пользователей услуг 3G европейские операторы получают от простого голосового трафика. Кроме голоса в Италии, например, популярностью пользуются лишь два приложения -- это, естественно, порнография и телевизионная передача "Большой брат" (аналог российского проекта "Дом"). Конечно, в каждой итальянской семье есть телевизор, но для семейного просмотра передача, представляющая собой (или имитирующая) подсматривание за интимными отношениями молодых людей, как-то не подходит. Зато можно пойти в свою комнату, сесть в кресо, включить телефон и на маленьком экранчике, пусть с помехами и перебоями, все же получить удовлетворение от интимного сигнала.

Все та же голая задница Мало кто сомневался, что порнография станет настоящим хитом третьего поколения. Нынешний конгресс 3GSM только подтверждает это. "Если в прошлом году в павильоне, где собрались производители контента, откровенную порнографию предлагал только один итальянец, то теперь -- чуть ли не каждая вторая компания, -- делится впечатлениями глава компании Next-Media (одного из крупнейших российских разрабочиков контента) Тимофей Бокарев. -- Даже некоторые производители детских игр для мобильных телефонов, если зайти к ним на стенд, начинают подмигивать и намекать, что и у них тоже полно интимной видеопродукции". С серьезными приложениями дело гораздо сложнее. Как показала выставка, какой-то спрос ожидается в области навигации, электронных карт и связанных с этим сервисов. На стенде Lucent technologies, например, стоял шикарный "Мерседес", в панель управления которого было вмонтировано устройство 3G. Предполагалось, что оно может и проложить маршрут, и предупредить о пробках, и рассказать о погоде. На стенде Ericsson демонстрировалось, как через год-другой будут назначать свидания (кто берется определить степень серьезности этого навигационного сервиса?): на экранах двух 3G-телефонов - карта Канн, один из участников "рисовал" прямо на touch-экране своего телефона схему пути (словно направляясь в гости к другому и уточняя маршрут), а второй с задержкой в 1-2 секунды видел, как маршрут прорисовывается на экране его собственного телефона. При этом второй участник вносил свои правки в маршрут, и его действия тут же отражались на экране первого телефона. В общем, все как в мультиюзерской сетевой или интернет-игре. Но подобные "серьезные" услуги на выставке все же редкость. Самой заметной "фишкой" была технология с малопроизносимым названием HSDPA. Грубо говоря, это ускоритель сетей третьего поколения. Построенные сейчас сети WCDMA, несмотря на заявленные в стандарте огромные скорости, не могут нормально передавать видеосигнал. Вице-президент Ericsson по стратегии и продуктовому маркетингу Петер Олсон назвал реальные цифры пропускной способности нынешних сетей -- от 64 до 128 Кбит в секунду. А главное, она непостоянна, как непостоянен передающий радиосигнал. Между тем производители хотят сделать из телефона устройство, заменяющее, хотя бы на время, и офисный компьютер, и модем, и игровую приставку, и даже телевизор. А для ТВ-сигнала нужны совсем другие скорости. Для того чтобы убедить нас в реальности сотового телевидения, нам пришлось отправиться на яхту, пришвартованную у каннского причала. Там все тот же Ericsson расположил опытный образец системы HSDPA. Передающее устройство было расположено у Дворца фестивалей, приемное -- на яхте, на расстоянии сотни метров. В таких идеальных условиях скорость передачи сигнала достигала 11 Мбит в секунду. Это в некотором роде мировой рекорд. Но для того чтобы хорошо передавать видеосигнал на большой экран, и этого оказалось недостаточно. Скорость не была постоянной. Она временами падала в два-три раза -- на экране возникали помехи. Значит, инженерам Ericsson надо еще потрудиться. Вопрос -- зачем? Чтобы уже за более высокую плату и с лучшим качеством передать абоненту изображение все той же голой задницы?

Позвони на мой компьютер Любимое уже много лет слово "конвергенция" тоже не было забыто в Каннах. На сей раз обсуждалось слияние сетей традиционной мобильной и интернет-телефонии. В спецификации связи третьего поколения возможность интеграции с Интернетом была заложена давно. Компонент 3G под названием IP Multimedia Subsystem, сокращенно IMS, был разработан специально для того, чтобы поддерживать в сети сотовых операторов работу с другими интернет-устройствами наравне с телефонами. Технология IMS задумывалась, например, для таких сценариев: один пользователь на телефоне, второй на компьютере; первый звонит второму по голосовой линии и получает в ответ голос и видео с его веб-камеры. Оба эти потока проходят через сеть сотового оператора и управляются на базе IMS. IMS была одной из горячих тем 3GSM World Congress. Практически каждый крупный производитель и оператор демонстрировал готовность работы с IMS, не особенно, впрочем, уточняя, в чем она состоит. Однако большинство операторов сейчас только тестирует IMS, хотя уже и в полевых условиях. Фредерик Флеро, технический директор Lucent Technologies, описал главное преимущество IMS как "возможность поддерживать лояльность абонентов на базе уже имеющегося оборудования, не усложняя и не заменяя его -- усложнение будет происходить в сети, а не в дорогостоящих конечных устройствах для потребителей". Любое устройство с выходом в Интернет, по словам Флеро, годится для работы с IMS. На платформе IMS можно развертывать все новые и новые приложения, не устанавливая, как раньше, новое оборудование для каждой новой функции. По сути новые услуги превращаются просто в программные решения на одном и том же базовом сервере. Однако сделать платформу мало. Важнее придумать, какие сервисы можно предложить на ее основе, чтобы серьезно увеличить доход операторов. И вот тут фантазия операторов дает сбой. По словам директора по стратегическому маркетингу Highdeal Дэвида Макнирни, пока что первым и ведущим приложением остается push-to-talk -- использование сотовых


Похожие записи:
  1. Многолетние усилия ученых, инженеров и предпринимателей, работающих над связью третьего поколения, дали результат. Теперь, чтобы посмотреть крутую порнуху, достаточно достать из кармана мобильник
  2. Европейцы массово покидают американский фондовый рынок. Из-за чрезмерных требований к акционерным компаниям в США они переводят регистрацию бумаг на национальные фондовые рынки
  3. В Украине зарождается национальная сеть бизнес-ангелов — компаний, которые финансируют рискованные инвестиционные проекты. Для динамичного развития им необходимы грамотное государственное стимулирование и взаимопонимание с отечественными инноваторами
  4. В этом году Нобелевской премией отметили ученых, результаты работы которых имеют самое приземленное значение: победители вылечили гастрит, нашли новые катализаторы для органического синтеза и создали суперточные часы
  5. Украинские ученые из лаборатории «Протон-21» заявили об открытии нового способа ядерного синтеза. Проект финансируют отечественные бизнесмены
  6. Национальный банк Беларуси даже после девальвации «зайчика» отказывается выходить с интервенциями на рынок наличного доллара, поэтому в обменных пунктах купить иностранную валюту очень сложно
  7. Приблизительно через миллиард лет жизнь на нашей планете станет невозможной, а еще через семь с половиной миллиардов Земля испарится. Избежать апокалиптического сценария, с точки зрения ученых, можно только постоянной регулировкой земной орбиты