По мнению главного исполнительного директора корпорации Microsoft Стивена Балмера, следующее десятилетие принесет еще больше прорывных инноваций в сфере информационных технологий, чем 90-е и начало 2000-х годов

За исключением самого Билла Гейтса, в корпорации Microsoft Стив Балмер работает больше, чем кто-либо другой. Уже много лет они образуют тандем, где Гейтс олицетворяет стратегию и технологии, а Балмер — тактику и финансы. По словам одного из бывших сотрудников Microsoft, Билл — это человек, вызывающий благоговение, тогда как Стив — человек, на которого вы хотите работать.

В конце мая Стив Балмер впервые посетил Украину. Приехал, чтобы вдохновить на работу с компанией Microsoft. Утром он воодушевлял работников локального представительства своей корпорации, открывая ее новый офис. Днем вдохновлял украинское правительство на борьбу с пиратами. После обеда с энтузиазмом призывал киевских студентов работать в сфере высоких технологий, расписывая неограниченные возможности (одно из любимых слов Балмера) компьютерной отрасли и рисуя оптимистичные картинки будущего. Балмер знает, как много это значит — заразить энтузиазмом. Почти тридцать лет назад он сам вдохновился примером своего приятеля Билла Гейтса, что и определило всю его дальнейшую жизнь. «Я тогда учился в Стэндфордской бизнес-школе и раздумывал над тем, чем заниматься дальше. Конец этим размышлениям положил телефонный звонок Билла, моего приятеля по колледжу. Он спросил меня: ”Эй, Стив, о чем думаешь? Не хочешь присоединиться ко мне?” У Билла была маленькая компания по производству программного обеспечения в Сиэтле. Этот город, если кто незнаком с географией США, вообще находится на отшибе. Я подумал: ”Ух ты, конечно, я немного знаю о программном обеспечении и не представляю, как Билл хочет развивать свою компанию”. У меня не было никакого масштабного видения этого бизнеса. Но, сказал я себе, было бы огромным счастьем поработать с самым умным парнем, которого я когда-либо знал», — рассказывает Балмер. И добавляет: «Хотя в первый день работы для меня не нашлось места в офисе».

«Покупка Yahoo! может сократить период, за который компания набрала бы критическую массу в сегменте онлайновой рекламы, но в любом случае мы этого достигнем»

Как известно, приятель Билла не прогадал. В этом году исполняется десять лет, как Стив Балмер занимает пост главного исполнительного директора (CEO) корпорации Microsoft. Новая должность стала для Балмера и большим вызовом, и большой возможностью. С этого времени в компании начался онлайновый период: онаначала активно осваивать интернетпространство, которое в начале 90-х Билл Гейтс отвергал как бесперспективное. За последние несколько лет корпорация Microsoft выпустила десятки онлайновых продуктов, вступила в ожесточенную борьбу со вторым IT-монополистом Google, гигантом в сфере онлайновой рекламы. И наконец, недавно представила свою новую стратегию развития Software+Service, объединяющую интернет-сервисы с пользовательскими программами. Согласно планам самой корпорации, эта стратегия должна обеспечить Microsoft в Интернете такие же позиции, как на десктопах пользователей. О новой стратегии и специфике украинского рынка корреспондент «Эксперта» беседовала с главным исполнительным директором корпорации Microsoft Стивом Балмером.

— В последнее время компьютерные гиганты заняты скорее конкуренцией друг с другом, толкаясь на существующих рынках, нежели планомерно работают над революционными технологиями на исконно своем рынке. Свидетельствует ли это о кризисе новых идей в компьютерном мире?

— Сегодня на IT-рынке огромное количество новых идей. Я уверен, причина всех попыток действовать на смежных рынках в том, что все говорят: глядите-ка, инновации изменят способ коммуникаций, инновации изменят методы работы рекламы и подход к хранению данных. И каждый наперегонки пытается представить лучшие идеи и мгновенно их реализовать. Вот что, по моему мнению, сейчас происходит. Возьмем как пример унифицированные коммуникации. Сейчас это интервью проходит точно так же, как оно проходило бы, скажем, десять лет назад. Возможно, лежащий передо мной диктофон — цифровой, но это единственная технологическая разница в организации встречи. Между тем вариантов изменения способа общения между людьми — головокружительное количество, причем в рамках уже существующих рынков. Именно поэтому мы и гонимся за новыми решениями в различных сферах.

— Сейчас Microsoft часто выпускает «ответные» продукты на рынке. Zune как ответ iPod, Microsoft Round Table как ответ Cisco Telepresence. Чем объясняется такая стратегия?

— Все идеи этих продуктов не новы и не уникальны. Идея видеоконференции, к примеру, датируется еще 1940 годом. Суть в том, чтобы сделать эти продукты более доступными, удобными для пользователей и, соответственно, более прибыльными. Решение для видеоконференций от Cisco при всех его плюсах никогда не будет массово популярным по одной простой причине: оно слишком дорогое и сложное в использовании. А мы практикуем другой подход: наши решения удобны и недороги даже в индивидуальном использовании. Я думаю, такой подход выгоден рынку и прежде всего потребителям.

— Кстати, о недорогих решениях. Еще несколько лет назад корпорация Microsoft полностью отрицала возможность бесплатного программного обеспечения, а теперь в рамках новой онлайновой стратегии презентует Windows Live и Office Live — бесплатные аналоги традиционных продуктов Microsoft. Благодаря чему так изменились принципы компании?

— Принципы не изменились ни три года назад, ни ранее. Мы продавали и продолжаем продавать программное обеспечение. Просто делаем это по-разному. Мы не пересаживаем пользователей наших приложений с традиционной на онлайновую версию Office, мы предлагаем им дополнительные услуги. Ведь люди, использующие Office Live, вообще-то являются хорошими покупателями коробочных продуктов. У нас есть другой опыт: сервис MSN Live, бесплатный для пользователей интернет-портал. Он работает по принципу множества бесплатных журналов и газет, прибыль которым приносит рекламодатель. Мы зарабатываем на онлайновой рекламе больше трех миллиардов долларов в год. Поэтому если коммерческая компания выпускает программное обеспечение в свободном доступе, это всегда связано с каким-либо другим источником дохода.

— Онлайновая реклама — источник заработка на бесплатных приложениях — требует мощной платформы. Между тем глобальная доля рынка поисковиков Microsoft составляет менее семи процентов и продолжает уменьшаться. Каким образом вы намерены развивать онлайновый бизнес, если сделка с Yahoo! не состоится?

— Я доволен нашей стратегией в области медиа- и интернет-рекламы. Думаю, мы могли бы ускорить развитие этого бизнеса, купив Yahoo!, но и без этой сделки у нас все отлично развивается. Мы усиленно инвестируем в рекламную платформу, например, только в прошлом году потратили шесть миллиардов долларов на покупку aQuantive. Действительно, рыночная доля наших поисковиков не показывает роста либо несколько уменьшается, однако есть еще и e-mail-сервис, сервис мгновенных сообщений. Онлайновый бизнес не монолитен. В совокупности наша доля растет пропорционально Интернету. Покупка Yahoo! может сократить период, за который компания набрала бы критическую массу в сегменте онлайновой рекламы, но в любом случае мы этого достигнем.

— За последние годы в сферу ваших интересов попали до десятка рынков. Какой видит себя компания через пять лет? Как эти рынки увяжутся в один бизнес? Какова глобальная цель в рамках обновленной онлайновой стратегии корпорации?

— Поле наших интересов уже давно намного шире, чем Windows и Office. К примеру, первую версию SQL Server мы выпустили еще в 1988 году. Сейчас, когда техника все меньше привязана к конкретному месту, мы работаем над тем, чтобы предложить потребителям разнообразные возможности использования цифровых технологий не только на работе, но и дома. Пользователь сможет мгновенно получить доступ к нужному документу, фото- или медиафайлу при помощи любого устройства, которое в этот момент находится у него под рукой.

Вам не надо будет знать, где расположен файл, какое устройство вы используете, неважно даже, ваше ли это устройство. Такой же моментальный доступ будет и к программному обеспечению: если вам потребовалось новое приложение — вы его просто загружаете и кликаете по нему. Мы движемся именно к такой эпохе.

MSN на украинском языке будет, Xbox — нет

— Фокус на онлайновые продукты отлично подходит для США, где пользов атели привыкли платить за легальный продукт и не имеют проблем с доступом в Интернет. В развивающихся странах людям удобнее использовать пиратские офлайновые продукты Microsoft, нежели платить за время, проведенное за работой в онлайновых аналогах. Как вы предполагаете развивать новые продукты в этих странах?

— Как ни странно, но онлайновый рынок, наверное, даже более приспособленный к условиям, где процветает пиратство. Опять потому, что мы зарабатываем свои деньги на продаже онлайновой рекламы, а не продаже продуктов как таковых. И я думаю, это направление более чем перспективно, особенно учитывая, что рынок интернет-рекламы в Украине, как и в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, еще довольно мал. Что касается развития интернет-инфаструктуры, то развитие доступа в Интернет в этом европейском регионе демонстрирует бурный рост, так что и здесь особых препятствий для развития нашего бизнеса я не вижу, зато вижу огромные возможности.

— То есть вы создадите поисковик и на украинском языке?

— Несомненно.

— В Украине отсутствуют многие ваши продукты, например, игровые консоли Xbox, продажи которых в конце прошлого года стартовали в России. Каким факторам должен соответствовать украинский рынок, чтобы компания Microsoft начала официальные продажи своих приставок и mp3-плееров?

— У нас нет планов относительно начала продаж Xbox в Украине. Причина все в том же запредельном уровне пиратства, наблюдаемом в вашей стране. Ведь в случае Xbox источник нашей прибыли лежит отнюдь не в продажах «железа», а в программном обеспечении, устанавливаемом на консоли. При таком высоком уровне пиратства на украинском рынке (83%. — «Эксперт») наша компания проcто уйдет в минус, бизнес будет нерентабельным. В России он намного ниже, чем в Украине (по официальным данным, 73%. — «Эксперт»). Возможно, это объясняется их несметными нефтяными запасами и нынешней ценой нефти сто тридцать долларов за баррель. Мы отметили, что как только цены на нефть начинают расти, уровень пиратства в России начинает снижаться. Если он и в Украине будет уменьшаться, мы поднимем вопрос продаж Xbox в вашей стране.

— Вопрос о пиратстве наверняка обсуждался на встречах с премьер-министром и министром внутренних дел Украины. Каковы результаты этих переговоров?

— Мы подписали Меморандум о взаимопонимании на следующие пять лет, причем во время беседы с премьер-миниcтром и министром внутренних дел основной упор был сделан на сотрудничестве в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Меня впечатлили их заявления о намерении проводить последовательную политику в сфере интеллектуальной собственности, в частности, в рамках вступления Украины в ВТО.

«Через десять лет компьютер будет понимать вас. Причем не просто узнавать ваш голос, а понимать, что вы имеете в виду»

Мы очень серьезно настроены по отношению к защите прав интеллектуальной собственности в Украине. Ведь при этом не только Microsoft теряет часть своей прибыли в Украине, но и украинские компании зарабатывают меньше, чем могли бы.

Правительству прежде всего необходимо разработать план действий в этих областях. Корпорация Microsoft, со своей стороны, может предоставить технологии и имеющийся у нее опыт, в том числе в том, как подобные инициативы реализовывались в других государствах. Мы можем организовать обучение пользователей, вплоть до того, как распознавать нелегальное программное обеспечение. Кроме того, компания уже работает над тем, чтобы сделать наше программное обеспечение дешевле и доступнее. Студентам в нашем сердце уделен особый уголок. Уж


Похожие записи:
  1. Отток телеаудитории в Интернет ведет не только к перераспределению рекламных потоков, но и к изменению самих рекламных форматов
  2. За три десятка лет китайцам удалось превратить рыбацкую деревушку в крупный торговый и финансовый мегаполис
  3. Эксперты обсудили на круглом столе новый нефтяной порядок
  4. Ханс Рингерц, председатель Нобелевской ассамблеи по физиологии и медицине, удовлетворен тем, что столетний спор между нобелевскими «теоретиками» и «практиками» решается в пользу последних
  5. Наука так и не научилась уверенно прогнозировать землетрясения — последняя сычуаньская трагедия тому подтверждение. Лучшими способами избежать больших жертв пока остаются раннее оповещение, сейсмостойкие строительные технологии и дисциплинированность населения
  6. Отработав новаторские геоинформационные системы в зоне отчуждения, украинские специалисты используют их в разных сферах экономики и даже в разных странах
  7. Идея создать Общеамериканскую зону свободной торговли потерпела крах. Однако реальная альтернатива доминированию США в регионе пока так не появилась