Украинская космическая отрасль ждет инвесторов, готовых к долгосрочным вложениям

«В зрыв украинской ракеты погубил голландский Интернет» — такими заголовками пестрели информационные ленты 31 января. Речь шла о взрыве, который произошел на первой секунде старта ракеты «Зенит-3SL» с морской платформы в Тихом океане. Пуск осуществляла совместная американо-украинороссийско-норвежская компания Sea Launch («Морской старт»), основанная в 1995 году.

Благодаря этой четырехсторонней программе уже удалось совершить двадцать четыре запуска (в основном телекоммуникационных спутников), из которых неудачными оказались только три: один раз произошел сбой (спутник Тelstar 18 не смог выйти на заданную орбиту из-за раннего отключения двигателей верхней ступени ракеты-носителя), а два пуска закончились авариями. Так, 31 января «Зенит-3SL» должна была вывести на орбиту голландский телекоммуникационный спутник SES New Skies, который предназначался для передачи военной и коммерческой информации, а также для связи и Интернета. Ожидалось, что он проработает на орбите не менее пятнадцати лет.

Официальных версий причин аварии пока нет, специальные комиссии только приступили к расследованию. Известно лишь, что первую и вторую ступени ракеты изготовило КБ «Южное», а третий разгонный блок — российская корпорация «Энергия». Но поскольку взрыв топлива произошел на первой секунде полета, а разгонный блок должен был включиться лишь на десятой, то, вероятно, причиной взрыва стали начальные ступени ракеты украинского производства.

Космонавтика — отрасль, где доля риска очень высока. «Если бы наша ракета ”Зенит” не была такой, какой есть, разве такая компания, как Boeing, взяла бы ее в свой проект?» — сказал бывший директор «Южмаша» и бывший президент страны Леонид Кучма, в тот день выступавший в рамках публичных лекций «Экономические перспективы космических исследований для Украины и мира», которые организовали Киевская школа экономики и Фонд Виктора Пинчука.

Но, по словам Кучмы, и поводов для чрезмерного оптимизма у Украины пока нет: по финансовым возможностям и человеческим ресурсам нам никогда не достичь уровня России или США, лидирующих в освоении космоса.

Украина — одна из семи стран, принимающих активное участие в запусках ракет в космос. Свернуть космическую отрасль было бы преступлением

В то же время Украина входит в число семи стран, принимающих активное участие в запусках ракет, а также участвует в наиболее амбициозных международных проектах, таких как программа освоения Луны (пока находится в стадии разработки). Поэтому свернуть космическую отрасль украинской экономики было бы преступлением. Этот посыл отечественному бизнесу адресовали все выступавшие.

Дорогое наследство

По количеству запусков космических аппаратов Украина, наряду с Францией и Китаем, занимает третье место в мире после России и США. Однако наша страна не является собственно запускающим государством, а лишь предоставляет пусковые услуги в рамках совместных проектов с зарубежными партнерами, таким образом ежегодно обеспечивая от шести до восьми стартов собственных ракет. При этом, в отличие от других стран, государственному бюджету эти запуски почти ничего не стоят.

По данным Национального космического агентства Украины (НКАУ), в прошлом году на плановую реализацию третьей Общегосударственной космической программы на 2003–2007 годы из госбюджета было выделено всего 65 млн гривен, тогда как Соединенные Штаты тратят на национальную космическую программу 16 млрд долларов в год, Япония — 5 млрд, Китай — 1,5 млрд долларов. «В прошлом году завод ”Южмаш” получил из госбюджета четырнадцать миллионов гривен, а налогов в тот же госбюджет уплатил сто восемьдесят шесть миллионов. Заводское оборудование изношено: оно не обновлялось еще с советских времен», — говорит директор Национального центра аэрокосмического образования молодежи Украины Виктор Хуторный.

По его словам, несмотря на все пропагандистские усилия возглавляемого им центра, молодежь все реже идет на предприятия космической отрасли. «Зарплата молодого специалиста в КБ ”Южное” и на ”Южмаше” колеблется от шестисот до тысячи гривен — этого не хватает даже на то, чтобы снять квартиру в Днепропетровске», — заявил Хуторный.

Генеральный директор НКАУ Юрий Алексеев отмечает, что средний возраст работающих в отрасли составляет пятьдесят шесть лет, а средняя зарплата — 957 гривен. Отечественные космические предприятия выживают за счет деятельности, не связанной с освоением космоса. Некоторые из них вообще собираются свернуть космическое производство, если НКАУ не увеличит их финансирование. «Все годы независимости финансирование этой отрасли происходило по остаточному принципу, — рассказывает генеральный директор запорожского завода ”Хартрон-Консат”, входящего в харьковский холдинг ”Хартрон”, Николай Ку дин. — Наше предприятие занимается разработкой систем управления бортовыми вычислительными комплексами и устройствами ориентации космических аппаратов. Частные инвестиции привлечь не удается, а украинские ведомства слишком бедны, чтобы заказывать у нас какую-либо продукцию. Хотя это мог бы делать тот же Гидрометеоцентр».

По словам директора днепропетровского филиала Национального института стратегических исследований Анатолия Шевцова, в последние годы Украине удается удерживаться на третьем месте лишь благодаря внешним заказам. Если бы украинские предприятия не просто оказывали зарубежным партнерам пусковые услуги, а брали научную тему целиком и разрабатывали ее от начала и до конца, экономический эффект от таких исследований был бы гораздо бо/льшим. Тем более что квалифицированных специалистов и талантливых разработок в украинской космической отрасли хоть отбавляй.

Интеллектуальный капитал

Именно в Украине была создана легендарная межконтинентальная баллистическая ракета с разделяющимися боеголовками РС-20 (SS-18), которую в США назвали «Сатана». Ее проектировали в КБ «Южное», а выпускали на «Южмаше». «В конце 80-х этот завод производил до сотни ракет в год. Никто в мире не повторил и уже не повторит такого. Найденные тогда научные и инженерные решения были выдающимися», — считает глава Управления космических программ и научных исследований НКАУ Олег Федоров.

Инвестиции в космос дают уникальные преимущества, позволяющие открывать новые производства, внедрять научные и промышленные ноу-хау

В советское время харьковский завод «Хартрон» разрабатывал уникальные автоматизированные системы управления для космических аппаратов. Так, система, установленная на космическом челноке «Буран», мировых аналогов не имеет.

В 1960-м в Евпатории был создан Центр дальней космической связи — одна из крупнейших радиолокационных станций в мире. Теперь она называется Национальным центром управления и испытания космических средств. В 70-е годы советские специалисты управляли оттуда луноходами. А в 1995-м украинские специалисты на базе Центра внедрили «однопультную схему», то есть метод управления космическими аппаратами из одного пункта — с территории Крыма. Эксперимент был проведен на спутнике дистанционногозондирования Земли «Січ-1».

Дистанционное зондирование Земли остается одной из приоритетных тем украинских специалистов в сфере космических исследований. Благодаря этим разработкам можно предупреждать пожары и наводнения, находить месторождения нефти и даже вычислять местонахождение преступников. Несмотря на высокую стоимость запусков спутников дистанционного зондирования, поставляемая ими информация по точности значительно превосходит данные, полученные другими методами, что в итоге помогает экономить. «Поддержка и развитие космических исследований позволяет многим направлениям науки и отраслям экономики решать принципиально новые задачи, такие как природопользование, ресурсосбережение, геологоразведка, экологический мониторинг, — утверждает Федоров. — Это стоит дорого, но такие исследования революционизируют науку и экономику».

Во времена СССР украинские ученые на десятилетия опередили мировую науку. В нашей стране еще существуют традиции, которые привели к появлению уникального научного опыта и инженерных решений. Но в последнее десятилетие отечественная космическая отрасль не развивается, так что уже в ближайшее время этот потенциал может быть утерян. Украина не в состоянии финансировать космические исследования на уровне США или Китая. Выход один — привлекать к активному участию в отечественных космических программах частный капитал. Так, даже американское правительство уже несколько лет работает именно в этом направлении.

Вложения в риск

Комиссия по реализации политики США в области освоения космоса, созданная в январе 2004 года, в докладе президенту страны главный акцент сделала на том, что современная космическая наука обязана своевременно обрисовывать новые коммерчески привлекательные перспективы. То есть одного процента от федерального бюджета для развития космической науки недостаточно, поэтому необходимо убеждать инвесторов, что акции компаний, участвующих в разработке космических технологий, будут неуклонно расти. Как утверждает Виктор Хуторный, каждый вложенный правительством Соединенных Штатов в космос доллар в итоге приносит десятикратную прибыль. Правда, не раньше, чем через пять-семь лет. Профессор Института космической политики Университета Джорджа Вашингтона Генри Хертсфелд говорит, что при значительных рисках (к которым относятся высокие авансовые затраты, минимальный возврат вложений, неподвластные тестированию рынки новых продуктов и услуг) инвестиции в космос дают уникальные преимущества, позволяя открывать новые производства, а также внедрять научные и промышленные ноу-хау. И хотя точно спрогнозировать объемы прибыли от внедрения того или иного ноу-хау никто не может, американские инвесторы знают: они могут быть баснословными. «Почему все цивилизованные страны хотят лететь на Луну? Уже десять государств разработали свои лунные программы, а Италия даже успела выделить миллиард долларов на освоение спутника Земли, — говорит Олег Федоров. — Каждое из них поставило перед собой эту амбициозную цель, потому что понимает: по дороге можно решить такое количество научных задач, которое обеспечит толчок всей национальной экономике».

Еще в 2004 году, по итогам доклада Комиссии, администрация президента Джорджа Буша поставила задачу не только разработать программу «акционирования космоса» и придумать специальные средства защиты имеющейся там собственности, но и сделать развитие американских космических технологий привлекательным для зарубежных инвесторов. Если для Америки верно, что развитие аэрокосмической отрасли — инновационный толчок для промышленности, а значит, и мощный фактор конкурентоспособности экономики на мировом рынке, то это утверждение также верно и для Украины.

В космической программе США найдется место для всех стран

Хайдемари Стефанишин-Пайпер, астронавт-капитан NASA:

- В Соединенных Штатах большинство проектов космической программы почти полностью финансируются из госбюджета. Правительство покрывает расходы на запуски шаттлов, луноходов, марсоходов, телескопа Hubble, а также на программу освоения космоса. Так происходит и в других странах: львиная доля отчислений на исследования космического пространства и функционирование космических программ поступает из госбюджета.

Лишь в последнее время в эту сферу начали поступать средства из коммерческих источников. К примеру, не так давно одна из частных компаний учредила денежную премию за разработку лучшего летательного аппарата для космического туризма. Сейчас уже многие частные фирмы разрабатывают коммерческие туристические программы полетов в космос. Это может быть и суборбитальное путешествие, когда челнок с туристом не делает полного оборота вокруг Земли. Пока лишь три страны запустили в космос человека: СССР/Россия, США и Китай. Другие государства, такие как Бразилия, Канада, Индия, страны Европейского союза вовлечены в программу освоения космического пространства пи


Похожие записи:
  1. Очередной раунд то прерывающихся, то возобновляющихся на протяжении семи лет переговоров ВТО провалился из-за неспособности стран договориться о либерализации торговли продовольствием
  2. Эра дешевой и легкой в освоении нефти закончилась. Глобальный рост издержек
  3. Можно ли заработать серьезные деньги на «втором Интернете» – пока непонятно, но венчурные инвесторы вкладывают в него приличные суммы, и это сигнал для рынка
  4. Пакет финансовой помощи американскому среднему классу вряд ли поможет решить накопившиеся структурные проблемы экономики США
  5. Немецкие спецслужбы начали самую масштабную операцию по выявлению неплательщиков налогов за всю историю ФРГ. В адрес правительства Германии уже раздается жесткая критика за легализацию сомнительных методов расследования.
  6. Чтобы избежать ликвидации, крупнейшим авиакомпаниям США необходимо резко сократить расходы, а правительству — начать процесс консолидации отрасли
  7. Впервые за четырехлетнюю историю Конкурса инноваций российского журнала «Эксперт» в число лауреатов вошел украинский Приватбанк