Крупнейшая мировая выставка информационных технологий CeBIT больше не поражает воображение: в Ганновер приехали не столько гранды, сколько скучные, но практичные середнячки

В этом году на CeBIT почти не было свежих инноваций — все новинки уже знакомы по специализированным выставкам, опередившим ганноверскую. Большинство грандов мировой хайтек-индустрии либо развивали инновации прошлых лет, либо вообще приехали на CeBIT для PR-галочки. Выставка еще сохраняет имидж крупнейшей площадки для достижений мирового хай-тека, но гиганты телекоммуникационной индустрии уже предпочитают делать ставку на 3GSMконгресс в Барселоне, а лидеры цифровой электроники — на Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе. Неудивительно, что некоторые производители CeBIT в этом году и вовсе проигнорировали. В немецкий Ганновер не приехали BenQ, Lenovo, Dell, Hewlett-Packard, Nokia, Symantec. Общая площадь выставки сократилась более чем на 20 тыс. метров, а число участников — почти на две сотни компаний. В результате три из двадцати шести залов CeBIT пришлось закрыть. Возможно, в следующем году грандов в Ганновер приедет еще меньше. Так, на униформе персонала компании Sharp, устанавливавшего оборудование на стендах к открытию выставки, сзади была надпись по-японски: «До свидания, CeBIT». Уже по окончании выставки популярному китайскому изданию Commercial Times стало известно, что компании Asustek и Gigabyte тоже остались недовольны мероприятием. По словам источника газеты, настроение у обеих компаний в отношении CeBIT пессимистичное: расходы на оформление стендов и поддержку всего мероприятия постоянно растут, тогда как эффект от выставочной рекламы падает.

И грандов можно понять. Бренды тех же Dell или Nokia уже настолько известны, что участие в CeBIT вряд ли принесет им какие-либо выгоды. А ведь полная стоимость большого стенда может доходить до сотен тысяч, а иногда и миллионов евро. В то же время участие со скромным стендом лишь повредит имиджу. Поэтому, выбирая между полноценным участием и отказом от CeBIT, многие гиганты выбирают второе.

Пока лидеры рынка привычно отрабатывали свои формальные PR-программы, небольшие китайские и тайваньские компании трудились вовсю. Гостей CeBIT из Китая и Тайваня было просто не узнать. Если в прошлом году, завидев человека с фотоаппаратом, большинство из них с воплем No photo! грудью кидались на объектив, то теперь отношение изменилось кардинально. Вежливые улыбки, стремление некоторых девушек попозировать вместе с продукцией, готовность вынуть товар из-за стекла для снимка говорят о том, что время подпольщиков прошло, и для азиатских компаний также настала эпоха PR, но пока еще не столь формального. По «тропинке» между китайскими, тайваньскими и гонконгскими стендами то и дело сновали маленькие тележки с суши, так что экспоненты могли перекусить, не отрываясь от работы. Они забегали в уголок своего стенда и буквально на лету хватали суши палочками, но стоило подойти с заинтересованным видом, как палочки летели в сторону, и китайцы тотчас же подбегали, заискивающе заглядывая в глаза. «Прайс, прайс?» — трепетно спрашивали они и тотчас доставали откуда-то из-под полы распечатки цен на свою продукцию. Их можно понять — конкуренция у них невероятная: сотни компаний приехали из Китая показывать на CeBIT почти одно и то же. Мышки, флэшки, системы охлаждения для процессоров, компьютерные корпусы, диски и еще десятки видов компьютерной периферии и сетевых устройств — вот нынешняя специализация китайских середнячков, способных приехать на CeBIT. Место на стенде китайцы пытались использовать очень плотно: вентиляторы для компьютеров висели на елках или были прикручены шурупами к стенам, мышки лежали вперемешку с флэшками, а флэшки соседствовали с mp3-плеерами, каждый из которых безо всяких стеснений в чем-то копировал знаменитый iPod.

Регулятор разбушевался

Но если ведущим разработчикам IT-технологий удивить посетителей выставки было особенно нечем, то европейскому регулятору нашлось чем удивить участников. Еврокомиссар по вопросам связи Вивьен Рединг крепко взялась за развитие в Европе мобильного ТВ.

«Я убеждена, что причина младенческого состояния мобильного телевидения в Европе кроется отнюдь не в спросе, а в предложении, — так жестко Рединг начала свое выступление, открывая на CeBIT конференцию по мобильному ТВ. — Прошел уже год с тех пор, как на прошлом CeBIT я призвала индустрию разрешить все сложности с совместимостью различных технологий, единым стандартом, телефонами, поддерживающими мобильное ТВ, и сейчас заявляю — я крайне вами разочарована». Не случайно слова Вивьен Рединг прозвучали так резко: за последние годы разработчики IT-индустрии (а не только мобильного ТВ) наплодили десятки несовместимых стандартов (в мобильном ТВ их более пяти) и вместо того, чтобы их развивать, взяли тактическую паузу и выжидают, когда количество пользователей той или иной технологии превысит критическую массу. Позиция прагматичная: стараясь не попасть со своей технологией впросак, компании недоинвестируют в нее средства, опасаясь, что «выстрелит» решение конкурента, а обратной дороги уже не будет. Чтобы закончить все дискуссии по поводу мобильного ТВ, Вивьен Рединг сама назвала технологию, за которой, по мнению ЕС, будущее — это DVB-H (digital video broadcasting — handheld). Так, технология DVB-H является открытым стандартом, разработанным в Европе. Это эффективная технология эфирного вещания (а не поверх сети передачи данных), что позволяет разгрузить сети сотовых операторов. Наконец, в ЕС уже есть один позитивный пример DVB-H сети — у оператора Hutchison 3 Italia, тогда как остальные стандарты пока не могут похвастать успехом у пользователей.

В Европейской комиссии мобильному ТВ пророчат большое будущее, если только удастся ускорить его старт. Чиновники ЕС ожидают, что к 2009 году мировой рынок мобильного ТВ достигнет оборота 11,4 млрд евро, и, по словам Вивьен Рединг, деньги за оборудование для этого сервиса могли бы положить себе в карман европейские поставщики. Немецкая IT-ассоциация BITKOM прогнозирует, что уже к 2010-му только в Германии будет продано около 20 млн устройств с поддержкой мобильного ТВ, что принесет более 6 млрд евро.

3G принадлежит народу

Если в прошлом году европейские операторы в основном рапортовали об успехах в построении сетей 3G и наперебой рекламировали новые тарифы на широкополосный мобильный Интернет, то теперь наконец стали появляться инновационные услуги, использующие потенциал сетей третьего поколения. К примеру, германское подразделение крупнейшего по объемам выручки мобильного оператора мира Vodafone даже создало на своем стенде уголок перспективных услуг. Самая интересная идея — электронная фоторамка с встроенным модулем мобильной связи. Ее можно повесить в доме у бабушки, не очень дружащей с новыми технологиями, и периодически отправлять на номер рамки MMS с фотографиями. При их получении фоторамка тут же выведет изображение на экран и проиграет мелодию, оповещающую бабушку о новой весточке от внуков. Как сообщил «Эксперту» сотрудник стенда, пока разработка находится на стадии маркетингового тестирования, поэтому, когда она появится на рынке и появится ли вообще, неизвестно. И добавил, что если компания получит достаточное количество положительных отзывов, то фоторамка появится на рынке уже к Рождеству. При этом представленный на стенде экземпляр был укомплектован не 3G, а обычным GPRSмодулем. «В этом случае не так важно, сколько времени будет загружаться ваша картинка: две секунды или полминуты», — пояснил сотрудник стенда.

Еще одна интересная услуга, которая уже предлагается на рынке, входит в семейство Vodafone Live! Zuhause и позволяет владельцу 3G-трубки слушать по ней любую композицию из фонотеки своего компьютера. Стоит услуга пять евро в месяц, а музыкальный поток передается с компьютера на трубку в реальном времени, тем более что пропускная способность сети 3G это позволяет. Кроме того, абоненты Vodafone также могут покупать песни в онлайновом магазине оператора и сразу скачивать их как на компьютер, так и на телефон. Каталог Vodafone уже перешагнул миллионную отметку, правда, цены пока кусаются: одна композиция стоит полтора евро, пакет из четырех песен обойдется в пять евро, а за пятнадцать композиций придется выложить пятнадцать евро.

Тот же Vodafone в октябре нынешнего года совместно с германским железнодорожным монополистом Deutsche Bahn приступает к тестированию бесконтактных билетов. Воспользовавшись этой технологией, абонент сможет отправить SMS на определенный номер, а в ответ получить код, активизирующий встроенный в телефон RFID-ключ. При этом стоимость проезда будет списана с телефонного счета звонившего, а телефон станет выполнять роль бесконтактной карты, прикладываемой к турникету. Не оставили специалисты Vodafone без внимания и столь модные сегодня блоги и User Generated Content (создаваемый пользователями контент). Представленная на стенде система позволяет сделать камерой мобильного телефона фотографию, тут же отправить ее на сервер оператора и получить в ответ отзывы других людей об указанном месте и полезные сведения о хороших ресторанах и зажигательных клубах поблизости. Ядро системы — в алгоритме распознавания образов, который должен по довольно низкокачественной фотографии окрестностей, сделанной камерой телефона, определить местоположение абонента. Задачу позволило бы облегчить параллельное определение местоположения фотографирующего средствами мобильной сети: уже сейчас можно узнать, где находится абонент, с точностью от 50 до 500 метров. Однако представитель Vodafone заверил корреспондента «Эксперта», что местоположение клиента определяется исключительно на основе распознавания присланной им фотографии.

Андроиды наступают

Центром многих экспозиций, посвященных перспективным технологиям, были инновационные технологии распознавания графических образов. Например, на стенде известного германского технопарка Fraunhofer Gesellschaft демонстрировалась программа, позволяющая облегчить ориентацию при работе со множеством фотографий. Алгоритм умеет определять ключевые области снимка: небо, море, фигуры и лица людей, здания и т. п. — и в соответствии с этим присваивать фотографиям теги «пляж», «лето», «пейзаж» и т. д., что значительно облегчает последующую организацию и поиск нужных кадров. Фотографы, специализирующиеся на съемке портретов, могут, выбрав одну из моделей, найти все остальные ее фото, включая групповые. Как сообщил сотрудник стенда и один из разработчиков программы Сэм Хабиби Минелли из итальянского института творческих разработок Alinari, — партнера Fraunhofer Gesellschaft — скорее всего, программа появится на рынке уже в этом году. Похожая разработка одного из германских технологических вузов была продемонстрирована и в инновационной секции берлинской выставки IFA, прошедшей в сентябре 2006-го. Технологии распознавания графических образов становятся одним из ключевых направлений развития computer science.

Можно по-новому наслаждаться изображениями и без распознавания. Интересный продукт — зеркала со встроенным полноцветным ЖК-экраном — представила германская компания Ad Notam. Производить их достаточно просто: с обратной стороны зеркала в определенном месте удаляется светоотражающий слой, на место которого помещается обычная ЖК-матрица. Если экран потушен, то зеркало остается зеркалом. Рыночные перспективы у продукта немалые: такие «умные зеркала» могут использоваться в ванной — для показа видеофильмов, в прихожей — для отображения температуры и давления на улице, на кухне — для показа избранных кулинарных рецептов.

В Европейской комиссии мобильному ТВ пророчат большое будущее, если только удастся ускорить его старт. Чиновники ЕС ожидают, что к 2009 году мировой рынок мобильного ТВ достигнет оборота 11,4 млрд евро

Группа Fraunhofer Gesellshaft работает и по другому популярному направлению инновационного развития — робототехнике. Например, Институт интеллектуального анализа и информационных систем (входит в структуру Fraunhofer Gesellshaft) на своем стенде представил конструктор для самостоятельной сборки небольшого робота и


Похожие записи:
  1. Работодатели хотят помочь университетам адаптироваться к требованиям рынка труда. Ответные шаги должны сделать вузы и государство
  2. Великоритания перестает быть страной низких налогов. Однако при этом не становится государством с развитой
  3. Новая программа NASA -- это создание новых челноков для освоения Луны и Марса, ремонт телескопа Хаббл и временный отказ от исследования дальних планет
  4. Устойчивость газовой империи держится на одном постулате — российский газ стоит столько, сколько за него готовы платить европейские потребители. То есть в пять и более раз выше его себестоимости
  5. Крымский изобретатель обещает совершить революцию в мировой подшипниковой индустрии. Благодаря исключению в уникальной конструкции трения скольжения его подшипники вообще не требуют смазки, а потому необычайно долговечны
  6. Человечество продолжает набирать вес. Пока ученые ищут генетические и вирусные механизмы ожирения, практикующие врачи рекомендуют сбалансированное питание
  7. Турция намерена стать главным связующим звеном в транспортировке газа и нефти в Европу