В сентябре 2008 года доля продаж мобильных систем (с учетом ноутбуков и нетбуков) в общем объеме реализации компьютеров превысила 50%. Таким образом, прогнозы аналитиков сбылись — украинцы стали покупать больше ноутбуков, чем обычных персональных компьютеров

Мировой экономический кризис, последствия которого уже отчетливо видны в Украине, к примеру, по росту стоимости валюты, внес свои коррективы. Платежеспособность населения падает, потребительское кредитование почти остановилось, а следовательно, наши соотечественники станут покупать меньше техники. В связи с этим компании, как производящие компьютерную технику, так и продающие ее, пересматривают свои планы на 2009 год.

По данным GfK Ukraine, за январь-сентябрь 2008-го в Украине объем продаж ноутбуков и нетбуков составил почти 600 тыс. единиц, что на 14% больше, чем общий показатель прошлого года. По подсчетам аналитиков, средняя цена ноутбука на протяжении этого времени составила 983 доллара по сравнению с 957 долларами за аналогичный период 2007-го. Участники рынка ожидают спада продаж по итогам второго полугодия 2008 года. «В связи со снижением покупательной способности населения и резким изменением состояния рынка труда ситуация складывается не в пользу рынка IT, — говорит продакт-менеджер компании ”БМС Трейдинг” Михаил Покоцкий. — Многие вендоры пересмотрели свои планы на второе полугодие, а значит, и дистрибуторы скорректируют свои, что отразится на количестве товара, ввезенного в страну», — добавил он.

Речь идет не только об индивидуальных покупках. «Корпоративные продажи напрямую зависят от финансирования той или иной сферы. Если оно приостановлено, то объем закупок техники, в том числе и ноутбуков, также будет сокращен до случаев прямой необходимости», — утверждает генеральный директор компании «Dell Украина» Дмитрий Пильтяй. По его словам, сегмент малого и среднего бизнеса сейчас самый стабильный из всех. «Безусловно, этот сегмент подвержен влиянию, но компании не прекращают свою операционную деятельность. Следовательно, их потребности в новой функциональной технике также существуют», — подчеркнул Пильтяй.

Представитель другого крупного вендора в Украине — компании Asus — более оптимистичен. «Конечно, продажи ощутимо снизились, однако не так сильно, как мы предполагали, — сообщил руководитель продакт-центра Asus в Украине Евгений Севериновский. — Пока рано подводить какие-то итоги. Наиболее показательным станет четвертый квартал, когда первая волна реакции на кризис немного утихнет.» В компании надеются, что новогодние праздники удержат уровень продаж на приемлемом уровне.

Как отметили представители компании Hewlett-Packard, в целом ее продажи ноутбуков во втором полугодии были на высоком уровне. «Сейчас наблюдается некоторое уменьшение спроса со стороны конечных потребителей», — говорит категорийный менеджер по потребительским продуктам департамента PSG представительства Hewlett-Packard в Украине Андрей Бруевич.

Один из крупнейших отечественных ритейлеров компьютерной техники компания Unitrade Group (сеть магазинов City.com, Unitrade и др.) отмечает, что темпы реализации ноутбуков во втором полугодии снизятся. «Продажи ноутбуков во втором полугодии традиционно выше, чем в первом, и этот год не станет исключением. Но если в предыдущие годы соотношение полугодий было на уровне сорок процентов на шестьдесят, то 2008-й даст показатели сорок шесть процентов на пятьдесят четыре», — сказал руководитель отдела внешней аналитики холдинга Unitrade Group Николай Коломоец.

В пользу экономкласса

По подсчетам компании Unitrade Group, более половины продаж за девять месяцев 2008 года в Украине пришлось на нижний ценовой сегмент. Речь идет о ноутбуках стоимостью до 800 долларов — их реализация составила 57% от общего количества. На средний (800–1200 долларов) и верхний (более 1200 долларов) ценовые сегменты пришлось 25 и 18% соответственно. «В следующем году еще сильнее увеличится доля нижнего ценового диапазона. Этому поспособствуют снижение средней себестоимости ноутбуков и активное продвижение на нашем рынке нетбуков, средняя цена которых пятьсот-шестьсот долларов», — прогнозирует Николай Коломоец.

В свою очередь, в компании Acer очень осторожно говорят о возможном смешении покупательских предпочтений в пользу более дешевых моделей. «Популярность нужно рассматривать дифференцированно внутри разных потребительских ниш или сегментов. Нынешний ценовой диапазон определен в пределах от четырехсот пятидесяти до трех тысяч долларов. В 2009 году может наблюдаться смещение потребительского спроса вниз по ценовой шкале, — говорит менеджер по работе с партнерами компании Acer Александр Головатый. — Хотя не нужно воспринимать эту тенденцию как однозначный, повсеместный переход пользователей на работу за компьютером ценой пятьсот долларов. Необходимо учитывать, что некоторые специфические задачи невозможно решить с помощью компьютеров дешевых модификаций.» «Многие пользователи, купившие свои первые ноутбуки два-три года назад, сейчас, приобретя некоторый опыт в пользовании мобильными персональными компьютерами (ПК), начали менять их, причем на более оснащенные, производительные, компактные и длительно работающие от батарей модели», — поддерживает коллегу Евгений Севериновский.

Для торможения еще не время

Часть рынков, имеющих большое насыщение, в следующем году, вероятно, ожидает спад. Например, продажи мобильных телефонов уже начали уменьшаться. По данным аналитической компании IKS-Consulting, уровень проникновения мобильной связи в Украине составляет более 119%. Однако рынок компьютерной техники не относится к этой категории. По информации исследовательской компании IDC, у нас всё еще очень низкий уровень проникновения компьютеров — немногим более 13 штук на 100 жителей. По этому параметру мы сильно отстаем от стран Центральной и Восточной Европы, занимая одно из последних мест в регионе. Аналитики считают, что нынешнего уровня Польши (26 ПК на 100 жителей) Украина достигнет не ранее конца 2009 года.

В 2009-м объемы рынка ноутбуков увеличатся по отношению к этому году на 10–13% и достигнут около 850 тыс. устройств (рост 2008 года к предыдущему составил 45%), прогнозируют в Unitrade Group. «Многие покупатели при выборе компьютера для дома стали отдавать предпочтение ноутбуку как альтернативе стационарным ПК. Кроме того, активно расширяется сегмент нетбуков, к тому же насыщение рынка еще довольно низкое. Эти факторы лежат в основе его роста», — считает Николай Коломоец.

«Ноутбуки — товар ассортиментный. Для удовлетворения спроса различных сегментов рынка (розницы, канал, проекты) вендор, как правило, предлагает продукты, которые наиболее полно удовлетворяют потребности каждого сегмента. Поэтому мы не собираемся сокращать модельный ряд. В условиях уменьшения продаж изменения скорее коснутся перефокусировки на необходимое количество товара в том или ином сегменте», — сообщает Михаил Покоцкий.

Клиентам нравятся маленькие

На фоне ожидаемых изменений потребительских предпочтений в сторону уменьшения денежных трат могут подняться продажи нетбуков и субноутбуков. Сегодня эти два слова стали почти синонимами. Изначально под субноутбуками (subnotebook) подразумевались устройства с маленькой диагональю (от семи до двенадцати дюймов) и весом около килограмма (реже до двух килограммов). По производительности субноутбук является обычным ноутбуком и отличается лишь весом и миниатюрными размерами.

В 1999 году появился еще один термин — нетбук (netbook), введенный компанией Psion. В 2008-м это название вновь возродила компания Intel. Под нетбуками подразумевается портативное устройство, предназначенное в первую очередь для доступа в Интернет. Это легкий ноутбук, отличающийся слабой мощностью, низкой стоимостью и небольшими размерами — диагональ меньше 12 дюймов. Intel разработала свой процессор под названием Atom специально для таких устройств. Стоимость ноутбуков и субноутбуков начинается от 260 долларов.

«Нетбуки появились на витринах наших магазинов в июне. Новый продукт сразу нашел своих покупателей и сегодня пользуется хорошим спросом. По итогам третьего квартала доля нетбуков в реализации ноутбуков составила более восьми процентов (в количественном выражении). Сейчас на нашем рынке продаются нетбуки таких производителей, как Acer, Asus и MSI», — отметил Николай Коломоец.

Нетбуки позиционируются прежде всего как устройства для воспроизведения контента, работы в Интернете. Но для ресурсоемких приложений их мощности недостаточно. Поэтому они смогут выступать, с одной стороны, в качестве первого ПК (благодаря доступной цене), с другой — играть роль вспомогательного прибора, не заменяющего, а дополняющего имеющийся полнофункциональный ноутбук. «Основные группы потенциальных потребителей — школьники и студенты. Бюджетные субноутбуки могут найти свое применение и в корпоративном сегменте рынка, где займут место карманных ПК», — считает Николай Коломоец. В компании Acer отметили, что такое направления является достаточно перспективным. В Asus также воодушевленно отзываются о реализации нетбуков. «В Украине эти устройства уже стали популярными, хотя их продажи начались позднее, чем в Европе и США», — говорит Евгений Севериновский. «Для нас это перспективный новый нишевой сегмент рынка, — рассказывает Дмитрий Пильтяй из ”Dell Украина”. — Мы присматриваемся к нему, изучаем спрос и предложение на рынке Украины.»

Фактор риска

Итак, основным фактором, влияющим на снижение активности развития рынка продаж ноутбуков, является уменьшение покупательной способности населения и объемов кредитования. Кризис ликвидности внесет свои корректировки и в приоритетность потребительских расходов — доля затрат на покупку техники снизится в пользу первоочередных потребительских расходов. Учитывая, что техника не является продуктом первой необходимости, она отойдет на второй план в расходах покупателя. Как отмечают в «БМС Трейдинг», розница пострадает больше всего. За счет выросшего курса доллара к гривне продавцы вынуждены пересчитывать отпускные цены. «Специальные модели, ввезенные под рождественский сезон и имевшие фиксированную оговоренную цену продажи, попадают под удар в первую очередь. Весь товар, закупленный за доллары, дорожает», — отметил Покоцкий.

В то же время, по его словам, в дилерском канале всё не так критично. «Продажи, безусловно, сократились, но ситуация под контролем, и общими усилиями мы достигаем плановых показателей. Здесь необходимо отметить правильную и взвешенную позицию вендоров, которые, понимая ситуацию, идут навстречу и дистрибуторам, и партнерам, оказывая необходимую поддержку», — говорит Михаил Покоцкий.

По прогнозам игроков рынка, недостатка в портативных компьютерах в следующем году отечественный потребитель не ощутит. На полках будет представлен полный ассортимент моделей, начиная от недорогих нетбуков и заканчивая высокопроизводительными ноутбуками премиум-сегмента.




Похожие записи:
  1. Экономический кризис выявил недостаточную развитость экспортного сектора в прибалтийских странах, а также их слишком большую зависимость от иностранных кредитов
  2. Американская гостиничная корпорация Hilton решила воспользоваться благоприятной ситуацией и выкупить проданную сорок лет назад международную часть своей империи
  3. Ведущие мировые нефтяные компании стали слишком крупными. Из-за этого их рыночная капитализация растет медленнее, чем у конкурентов, работающих в узких нишах
  4. Эпоха тотальных коммуникаций бросила вызов безоговорочному лидерству Microsoft в сфере программного обеспечения. Корпорация прилагает все силы, чтобы сохранить статус лидера и на десктопах пользователей, и в Интернете
  5. Сложившаяся во второй половине XX века жесткая иерархическая структура музыкальной индустрии во главе с большими звукозаписывающими компаниями рассыпается
  6. Периодические изменения параметров орбиты Земли и угла наклона ее оси отвечают за циклы рождения и смерти населяющих нашу планету животных, по крайней мере грызунов