В отличие от украинских здравниц турецкие отели готовы не повышать цены и пожертвовать частью прибыли, чтобы не потерять симпатии наших соотечественников

«В этом году многие украинцы вновь предпочтут пляжи Анталии или Мулы отдыху на побережье родного Черного моря. Мы ожидаем, что путевки в Турцию приобретут около миллиона наших соотечественников. Это на 25–30 процентов больше, чем в 2009-м», — прогнозирует директор компании Tez Tour в Украине Йосиф Андрик. Дело тут не только в более длинном курортном сезоне (официально высокий сезон в Турции длится с 10 мая по 10 октября) и уровне сервиса, но и в том, что по цене украинские курорты давно сравнялись с турецкими, а то и превосходят их.

Как заявил в конце апреля министр туризма и курортов Автономной Республики Крым Сергей Кириленко, в сезоне-2010 отдых в местных санаториях и пансионатах средней категории подорожает минимум на 15%. В то же время многие турецкие отели сохранили цены (в долларах) на уровне 2008 года. «В прошлом сезоне мы решили не повышать стоимость проживания, оставив его на уровне 1200–1400 долларов за двоих в неделю. В результате наш отель был заполнен на 98 процентов, несмотря на кризис, — рассказывает генеральный директор отеля Majestic Mirage Park Resort Синаси Гуросак. — Не будем поднимать цены и этим летом. Это позволит нам привлечь туристов из Украины на 30–40 процентов больше, чем годом ранее. К тому же у нас много постоянных клиентов».

Дорогами римлян

Дорогу в Турцию наши соотечественники проложили в начале 90-х годов прошлого века. Первыми ласточками были шоп-туристы, ездившие в эту страну за дешевыми одеждой и обувью. А вскоре невероятной популярностью у нас стали пользоваться турецкие пляжи, которые уже десять лет удерживают пальму первенства среди зарубежных курортов. По данным туроператоров, в прошлом году Турцию посетило не менее 600 тыс. украинцев (а всего за рубеж выехало около 12 млн наших туристов). «Украинцы облюбовали курорты южной провинции Анталия (Кемер, Алания), нравится им также Мула (Фетхие, Даламан, Мармарис, Бодрум) — за последние пару лет турпоток сюда увеличился на 60 процентов, тогда как ранее Эгейский регион в основном предпочитали граждане ЕС», — говорит генеральный директор отеля Amara Dolce Vita Реджеп Джошкун. Второе место по посещаемости украинцами принадлежит Египту (в 2009-м его посетило около 300 тыс. человек). На остальные направления приходится значительно меньше туристов. Из европейских маршрутов наиболее востребованным был отдых в Хорватии, что объясняется появлением прямых чартерных рейсов и отменой на лето виз для украинцев.

Турецкие власти начали развивать туризм во второй половине ХХ века, а настоящий бум пришелся на середину 80-х. По данным министерства культуры и туризма Турции, в прошлом году страну посетило более 27 млн человек. «Только в Анталии отдохнули десять миллионов иностранцев, тогда как итальянские или французские курорты приняли около пяти-шести миллионов туристов», — рассказывает Джошкун. В 2009-м доход турок от туристической отрасли составил 18–19 млрд долларов, что составляет около шести процентов ВВП страны. Сейчас в туристической сфере страны заняты 800 тыс. человек, на побережье построено пять тысяч отелей.

Интересный факт: большинство анатолийских гостиниц принадлежит женщинам. Раньше, когда Анталия была аграрной провинцией, девушки по традиции получали в приданое наименее плодородные участки, и именно они оказались самыми подходящими для гостиниц. (А мужчины на плодородных землях выращивают помидоры. Этому овощу в Турции даже установлен памятник.) Примерно половина всех отелей сдается в аренду турфирмам.

Неудивительно, что государство заинтересовано в поддержке своего туристического сектора. Власти полностью берут на себя расходы, связанные с развитием инфраструктуры в курортных регионах, в частности, со строительством дорог.

В Турции сохранилось множество памятников античной цивилизации, что также играет важную роль в привлечении туристов из других стран. Все они находятся под опекой государства, которое не жалеет средств на их сохранность и реставрацию.

Туристы давно протоптали дорогу в небольшой поселок Демре, где в ХIХ веке была обнаружена древнейшая церковь Николая Чудотворца (в XIX веке ее реставрация проводилась на средства княгини Анны Голицыной), в которой находится и мраморный саркофаг святого. Раскопки продолжаются по сей день. Недалеко от церкви находятся два памятника античного зодчества — вырубленные в скале Ликийские гробницы и развалины разрушенного землетрясением римского театра.

С одной из автотрасс до сих пор можно увидеть остатки дороги, построенной воинами Александра Македонского. Местные жители пользовались ею до начала ХХ века. А в живописном Памуккале кроме бассейна Клеопатры, наполненного минеральной водой, сохранилась удивительная Белая скала (по преданию, именно здесь жила нимфа Калипсо). Турки охотно поддерживают мифы и легенды, связанные с античным прошлым этой земли. Ежегодно туристы оставляют немалые деньги, чтобы увидеть руины легендарной Трои или подняться на гору Олимпус.

На продвижение информации о туриндустрии и туристических возможностях страны в мире турецкие власти выделяют ежегодно около 100 млн долларов. По словам Йосифа Андрика, в прошлом году затраты на рекламу турецких курортов в Украине составили два миллиона долларов.

Еще один фактор, влияющий на популярность Турции как туристической страны, — визовый. Украинцы покупают за 30 долларов визу сроком на три месяца прямо в аэропорту. Не исключено, что вскоре правительства договорятся о безвизовом въезде граждан двух стран.

Рай для гостиниц

По словам отельеров, прошлый год был для них неудачным: гостиницы недосчитались 25% украинских туристов, а путешественников-европейцев было меньше на 20%. «В Турции рентабельность отельного бизнеса в среднем составляет 20–25 процентов. В прошлом году цены у нас оставались невысокими, поэтому рентабельность снизилась на 12 процентных пунктов», — сокрушается Синаси Гуросак. Резко сократилось и число деловых туристов. «В прошлом году конференций было мало — мы приняли всего три деловые российские группы и пять турецких», — отметила директор по работе с клиентами Нейла Севал.

Многие отели открыты в течение всего года, однако зимой их загрузка падает на 60%, а цены на номера по сравнению с летом снижаются вдвое. Чтобы оптимизировать затраты на персонал, в зимний период отельеры вдвое сокращают количество сотрудников. Однако при этом с сезонными работниками подписываются договоры, в которых гостиница гарантирует, что на следующий высокий сезон вновь предоставит им работу.

Стремясь поддержать отрасль, турецкие власти снизили налоговую нагрузку на отельеров. Так, при приобретении продуктов и оборудования для гостиниц налог на закупку уменьшили с 18 до 8%. Кроме того, сейчас в турецком парламенте обсуждается возможность предоставления отелям и туроператорам, ежегодно обслуживающим более миллиона туристов, дополнительных налоговых льгот. Предполагается введение нулевой ставки налога на покупку самых необходимых продуктов питания, таких как сахар, мука, молоко. «Лучшая поддержка для отрасли — снижение налоговой нагрузки. К примеру, наша сеть Majestic, в которую входят пять отелей, за год принимает более миллиона туристов из разных стран. В сезон ежедневно каждый отель закупает две тонны арбузов, 200 килограммов помидоров. Поэтому десятипроцентное снижение налога на покупку продуктов питания и оборудования помогло провести необходимые ремонтные работы. Однако уменьшение числа туристов не позволило нам сделать капитальное обновление. В целом на капремонт одного отеля нам нужно около восьми миллионов долларов», — говорит Нейла Севал. Кстати, строительство отеля средней руки обходится ненамного дороже: 10–12 млн долларов. По словам Реджепа Джошкуна, ежегодно на поддержку инфраструктуры отеля премиум-класса Amara Dolce Vita приходится выкладывать два-три миллиона долларов (в 2007-м инвестиции в его строительство составили 120 млн долларов).

Что касается так полюбившейся нашим туристам системы all inclusive, то отелям она не слишком выгодна. Не выгодна она и экономике страны. «Эту систему придумали в Италии и Испании, но эти страны от нее уже отказались в пользу полупансиона. При полупансионе туристы в течение дня тратят больше денег на еду и напитки, покупая их у местных торговцев. К тому же при all inclusive сложно рассчитать норму потребления еды и питья. Так, если при полупансионе клиент платит за каждый бокал пива, то при all inclusive он бесплатно может взять хоть десять бокалов. Другое дело, в состоянии ли он сразу столько выпить. То, что остается, приходится выбрасывать, соответственно, расходы увеличиваются, достигая 50 процентов от оборота», — рассказывает Синаси Гуросак. Однако чтобы не потерять украинских и российских туристов, отельеры не спешат отказываться от all inclusive, добавляя в перечень всё новые бесплатные услуги.

К сожалению, туристическая отрасль сильно зависит от природных факторов. К примеру, извержение вулкана в Исландии и периодическое прекращение авиасообщения с Европой заставило многих путешественников отказаться от купленных туров. К чести турецких отельеров, стоит отметить, что во время бедствия постояльцев из гостиниц не выселяли. Застрявшая на несколько дней в Турции жительница Франкфурта-на-Майне рассказала, что за сутки отель потребовал дополнительную плату в размере 30 евро (в Италии отели требовали 400 евро в сутки), а затем все расходы на себя взяла продавшая путевку туркомпания. Никакого столпотворения в аэропорту Анталии не было, и как только авиасообщение с Европой возобновлялось, все рейсы отправлялись строго по расписанию.

Вулкан еще дымит, но отельеры с оптимизмом ожидают наступления нового курортного сезона. «Мы рассчитываем, что этим летом количество иностранных туристов вырастет на 30 процентов и отрасль восстановится до предкризисного 2008 года. Ведь уже сейчас, в начале сезона, загрузка отеля увеличилась по сравнению с тем же периодом 2009-го на 65 процентов. В частности, к нам охотно едут немцы. Это значит, что кризис потихоньку отступает», — прогнозирует Реджеп Джошкун. По данным министерства культуры и туризма Турции, за первые три месяца нынешнего года количество украинских туристов выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на семь процентов — до 45 тыс. человек. Синаси Гуросак сообщил, что в этом году сеть увеличила рекламный бюджет в нашей стране с 150 тыс. до 250 тыс. долларов.

Приезда туристов из Украины и России с нетерпением ждут и мелкие торговцы. Владелец одной из местных лавок рассказал, что жители этих стран являются его основными покупателями. Поэтому он выучил русский язык и даже знает пару фраз по-украински.




Похожие записи:
  1. Отток капитала с развивающихся рынков наиболее сильно ударил по Турции. Масштабы разразившегося в стране финансового кризиса пока невелики, но он показал, что в экономике страны есть масса нерешенных проблем
  2. Будущее за теми странами, которые сумеют соединить в себе достоинства традиционных государств и коммерческих корпораций
  3. Украинские ученые разработали препарат на основе молочнокислых бактерий, который позволяет отказаться от использования антибиотиков в птицеводстве. Чтобы новый препарат закрепился на отечественном
  4. Регуляторные органы США и Европы развернули борьбу против господства «большой четверки» аудиторов
  5. В этом году Нобелевской премией отметили ученых, результаты работы которых имеют самое приземленное значение: победители вылечили гастрит, нашли новые катализаторы для органического синтеза и создали суперточные часы
  6. За последние годы вкусы британцев претерпели радикальные изменения. Они стали пить меньше пива и больше кофе. Британские кофейни отвоевывают бизнес у пабов и баров
  7. Ученые смогли превратить клетку взрослого человека в аналог эмбриональной стволовой клетки. Теперь можно обойтись без насилия над эмбрионами