Ведущие автоконцерны усиливают давление на генерального менеджера самых популярных автогонок мира. Бунтовщики требуют более справедливого раздела доходов, обещая в противном случае создать альтернативную серию гонок

Японский автогигант Honda покупает команду "Формулы-1" (F1). Табачная компания British American Tobacco ("BAT") согласилась продать японцам 55% акций команды BAR. У табачников не было выбора: в августе 2006 года в ЕС вступает в силу закон, запрещающий производителям сигарет рекламировать свою продукцию, что лишает смысла участие "BAT" в F1. Японцы, которые уже владели 45% акций BAR, давно вынашивали амбициозные планы в отношении "Формулы". В течение шести последних лет Honda поставляла BAR свои двигатели. Только в 2003 году компания потратила на их разработку и сборку 110 млн долларов (еще около 40 млн долларов пошло на спонсорскую поддержку команды). Теперь, когда Honda стала полноправным владельцем команды, японцы планируют уже в ближайшие годы стать лидерами королевских гонок (сегодня BAR занимает шестое место в Кубке конструкторов). По мнению компании, продвижение команды даст мощный толчок и в технологическом развитии автопроизводства, и в продвижении бренда компании на рынке. Главная цель Honda - потеснить основного конкурента, компанию Toyota, которая уже три года владеет одноименной командой, выступающей в F1. Но опасаться экспансии Honda стоит, прежде всего, не компании Toyota или другим автопроизводителям, а фактическому хозяину "Формулы-1" Берни Экклстоуну. Дело в том, что крупные автокомпании, владеющие командами F1, и Экклстоун находятся в остром конфликте. Владельцы гоночных команд недовольны тем, как делятся доходы между организаторами и участниками гонок, и требуют увеличить свою долю. Став единоличным хозяином команды, Honda получила дополнительный стимул для того, чтобы заставить Экклстоуна поделиться. Мимо денег Экклстоун создал себе оппозицию сам. За сезон суммарный доход от проведения F1 составляет примерно миллиард долларов. Лишь пятая часть этих денег идет командам-участницам гонок, все остальное - организаторам, то есть, по сути, Экклстоуну. Команды получают только часть денег (47%) от продажи прав на телетрансляции (всего 500 млн долларов). Доходы от двух других основных источников средств для "Формулы" - рекламы и продажи билетов - им не достаются. Как заявил несколько лет назад управляющий Ferrari Лука ди Монтеземоло, "ни в одном виде спорта нет такого принципа распределения поступлений, как в F1". В то же время расходы "конюшен" на создание новых болидов, их техническое обслуживание, участие в гонках и зарплату пилотов стремительно растут. Сегодня ведущие команды тратят на это 350 млн долларов в год - в три с лишним раза больше, чем четыре года назад (в 2000 году эти расходы составляли порядка 100 млн долларов). Фактически команды существуют только благодаря деньгам хозяев и спонсорской помощи: в 2004 году в среднем на одну команду спонсоры потратили 95 млн долларов. В последние годы число независимых команд F1 резко сократилось - хозяева небольших "конюшен" вынуждены избавляться от хронически убыточных проектов. Если в 1995 году из десяти команд "Формулы" лишь одна Ferrari была чисто "заводской", а остальные строили партнерские отношения с автогигантами, но на практике были от них независимы, то сегодня полностью "заводских" команд уже пять: Ferrari, Renault, Toyota, BMW (купила Sauber в июне) и Honda. Автогиганты меньше склонны терпеть самоуправство Экклстоуна, который не делится с участниками доходами и полномочиями, предпочитая играть на слабостях небольших команд, сталкивая их лбами, суля подачки то одним, то другим. С автоконцернами подобное проделывать сложнее - они уже успели сколотить союз для совместного продвижения своих интересов. Так, в 2002 году пятерка крупнейших автоконцернов - Ferrari, Renault, DaimlerChrysler, BMW и Ford - создала компанию Grand Prix World Championship (GPWC). Главная цель GPWC - перераспределить прибыль, поступающую от проведения гонок, в пользу участников соревнований. По планам "заговорщиков", к 2013 году доля команд в доходах должна возрасти с нынешних 22 до 46%. Для этого они планируют начать новую серию гонок с 2008 года, когда закончится действие текущих соглашений участников F1 c компанией - оператором гонок (SLEC) и Международной автомобильной федерацией (FIA). Если Экклстоун пойдет на уступки автоконцернам, они, возможно, не станут создавать альтернативную "Формулу". Но пока Великий Берни идти на уступки не намерен: он понимает, что создание новой серии гонок мирового уровня с нуля - занятие утомительное и недешевое. "Мюнхен-2" против "Формулы-1" Экклстоун остается верен принципу "Разделяй и властвуй". Он сосредоточил усилия на том, чтобы расколоть коалицию автопроизводителей. Благодаря денежным посулам Берни удалось переманить на свою сторону Ferrari. Итальянцы, которые были главными зачинщиками бунта, публично отказалась от планов создать альтернативную мировую серию гонок Grand Prix. Ferrari подписала с FIA и Экклстоуном новый коммерческий контракт до 2012 года включительно. По данным британской газеты Times, подкуп Ferrari обошелся Экклстоуну в 100 млн долларов. Остальным девяти командам владелец "Формулы-1" посулил 500-миллионный бонус, который участники чемпионата мира получат в течение ближайших трех лет (отдельные команды могут получить также одноразовые выплаты, как Ferrari). Ходят слухи, что по этой дорожке может пойти еще одна легендарная формулическая команда - Williams. Однако крупные автопроизводители на посулы Экклстоуна не покупаются. Недавно пятерка ведущих компаний - Toyota, DaimlerChrysler, BMW, Honda и Renault (Ford выбыл из борьбы в прошлом году, продав Jaguar компании Red Bull) - провели в Мюнхене совещание, на котором решили продолжить борьбу с руководством "Формулы-1". Стороны подписали обязательство о продолжении коллективной работы по созданию серии Grand Prix World Championship. "Пять автоконцернов и их команды обязуются выступать только в том чемпионате, регламент которого будет полностью удовлетворять фундаментальным требованиям чистого и равного спортивного соперничества. Группа остается открытой для любых переговоров с FIA и держателями коммерческих прав на "Формулу-1", однако нынешние события в мире автоспорта внушают неуверенность и вынуждают продолжать работу над организацией альтернативной серии", - говорится в документе. В заключительном заявлении участников совещания также говорится о том, что группа продолжит переговоры с телекоммуникационными компаниями, владельцами автодромов и потенциальными спонсорами. Показательно, что о сделке между Honda и BAR было объявлено спустя несколько дней после мюнхенской встречи - автопроизводители усиливают свои позиции в среде команд. Такая бескомпромиссная их позиция если и не приведет к созданию новой "Формулы", то наверняка заставит Берни Экклстоуна раскошелиться. Ведь без компромисса с автопроизводителями у F1 нет будущего. Банковская фронда Автопроизводители начали атаку на Экклстоуна, когда выстроенная им система власти несколько пошатнулась. В 2002 году обанкротился один из крупнейших медиахолдингов Европы - корпорация немецкого магната Лео Кирха. Группе Kirch на тот момент принадлежал контрольный пакет акций "Формулы-1". Еще почти 20% принадлежало другому немецкому медиахолдингу - EMTV, который тоже вскоре обанкротился. В результате 75% акций F1 оказались в руках банков, которые кредитовали обанкротившихся немецких телевизионщиков (сегодня этот пакет акций стоимостью 1,6 млрд долларов принадлежит Bayerische Landesbank, J. P. Morgan и Lehman Brothers). При немцах лидерство Экклстоуна никто не оспаривал, а банкиры потребовали, чтобы владелец "Формулы" учитывал их интересы. Ведь, несмотря на то что банки владеют 75% акций, они практически не могут повлиять на процесс принятия решений - так выстроена система управления F1. В частности, по уставу владелец акций типа B, которые принадлежат компании, полностью подконтрольной Экклстоуну, имеет право назначать двух дополнительных директоров, что склоняет чашу весов в пользу Великого Берни. Чтобы исправить эту несправедливость, банкиры подали судебный иск. Суд признал претензии банкиров справедливыми, однако не исключено, что судебные разбирательства продолжатся. Но, очевидно, Экклстоун не слишком опасается банкирского переворота в своей "Формуле" - он уверен, что им нужны деньги, а не власть.


Похожие записи:
  1. Регуляторные органы США и Европы развернули борьбу против господства «большой четверки» аудиторов
  2. Почему среди сотрудников France Telecom прокатилась волна самоубийств
  3. Европейские малобюджетные авиакомпании уже догнали традиционных перевозчиков по пассажиропотоку. Теперь они намерены догнать конкурентов по объемам получаемой прибыли
  4. Германия теряет собственную автомобильную промышленность. По мнению некоторых наблюдателей, массовый вынос производств
  5. Многолетняя позиционная борьба немецких оборонных концернов вот-вот может обернуться масштабным переделом рынка военной продукции Германии. И не только Германии
  6. Периодические изменения параметров орбиты Земли и угла наклона ее оси отвечают за циклы рождения и смерти населяющих нашу планету животных, по крайней мере грызунов
  7. В Украине разработан революционный метод ранней диагностики онкологических заболеваний. Он обещает значительно снизить смертность от различных форм рака