В погоне за прибыльностью европейские банки стремятся увеличить долю рынка в Центральной и Восточной Европе и развивают альтернативные каналы продаж. В Украине западные игроки будут делать ставку на традиционные услуги в отделениях

Человеку, далекому от банковского бизнеса, поведение западных групп, дорого скупающих восточноевропейские банки, может показаться иррациональным. Зачем иностранцы ринулись инвестировать в неразвитые финансовые рынки? Недавно презентованное немецкой консалтинговой компанией zeb/ исследование банковских рынков Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) доказывает эффективность таких стратегий. Оказывается, банковские группы, последовательно продвигающиеся на рынки ЦВЕ, по прибыльности опережают своих конкурентов с ограниченным присутствием в регионе. Более того, в выигрыше банки, не экономящие на расходах.

Агрессивный значит высокоприбыльный

В своем исследовании специалисты zeb/ выделили четыре возможные стратегии банковских групп в ЦВЕ. Банки, исповедующие нишевую стратегию, ограничиваются небольшими долями рынка в нескольких странах. Такой подход, по данным консалтинговой компании, использует 85% банковских групп. Еще восемь групп реализуют стратегию фокусирования — то есть обладают крупными долями на нескольких рынках. Учреждения, делающие ставку на корпоративный бизнес, или «первооткрыватели» регионов, часто применяют стратегию присутствия. Она подразумевает обладание пусть и скромными долями, но на многих рынках. Наконец, стратегия проникновения предполагает крупные доли рынка во многих странах. Еще несколько лет назад таким подходом не могла похвастаться ни одна европейская банковская группа. Сегодня на лидерство на многих рынках претендуют итальянская группа UniCredit и австрийская Erste. Близки к этому сегменту еще пять групп, в числе которых австрийский холдинг Raiffeisen International, венгерский OTP и итальянский Intesa Sanpaolo.

Проанализировав отчетность 722 банков из 19 стран ЦВЕ, авторы исследования пришли к выводу, что нишевые игроки минимум на шесть процентных пунктов проигрывают в рентабельности собственного капитала игрокам, делающим ставку на более широкое присутствие в регионе. Этот вывод подтверждает анализ еще шести факторов успеха банков в ЦВЕ (активы и темпы их роста, доля рынка, специализация, уровень ликвидности, управление расходами). Исследователи обнаружили, что прибыльность тем выше, чем больше активы и темпы их роста. Кроме того, наибольшую рентабельность демонстрируют финучреждения с долей рынка более 10%, хотя специализированные игроки (с долей рынка до 1%) также улучшают финансовые показатели. Наконец, у банков, реализующих стратегии максимизации доходов, рентабельность капитала почти на 10 процентных пунктов выше по сравнению с банками, ориентирующимися на минимизацию расходов. Таким образом, агрессивная экспансия многих групп на восток (проявляющаяся в дорогостоящих покупках) экономически себя оправдывает.

Аналитики разных организаций в своих отчетах утверждают, что наступление западных игроков на восточноевропейские рынки будет продолжаться. Ведь расти в еврозоне все сложнее. По данным zeb/, в 2001–2005 годах среднегодовой прирост банковских активов в странах, где в качестве национальной валюты обращается евро, составил 6,6%, тогда как в ЦВЕ — 15,3%. «Банковские рынки Центральной и Восточной Европы в числе самых быстрорастущих в мире, как по активам, так и по прибыли», — отмечает член правления Raiffeisen International Арис Богданерис. Самыми перспективными в нашем регионе считаются банковские рынки стран СНГ. Низкое по сравнению с Евросоюзом отношение банковских активов к ВВП в этих странах означает, что банковский сектор будет стремительно расти еще не один год. Так, в RZB Group прогнозируют: банковские активы в СНГ до 2014 года будут увеличиваться в среднем на 22,1% в год.

Украинский рынок имеет еще несколько преимуществ. У нас больше всего граждан, не охваченных банковскими услугами или недовольных их качеством, и к тому же бедность населения создает благоприятные условия для развития потребительского кредитования. Благодаря этим факторам инвес-тиции в строительство сети отделений в нашей стране окупаются быстрее, чем в других странах региона — в среднем за девять месяцев отделения выходят на безубыточность. Такие перспективы очень привлекают банковские группы из старой Европы, исчерпавшие возможности наращивания клиентской базы у себя на родине. Большинство крупнейших европейских игроков в числе стратегических задач декларируют экспансию на рынки ЦВЕ. При этом раньше банки осуществляли крупные покупки в регионе, участвуя в приватизационных тендерах. В частности, так поступали лидеры — группы UniCredit и Erste. Сегодня таких возможностей почти нет. Непросто и купить негосударственный банк со значительной долей рынка. Особенно в странах — новых членах Евросоюза, где иностранцы контролируют 60–100% банковских активов.

Альтернативные каналы

Таким образом, у банков, стремящихся заметно увеличить свое присутствие в ЦВЕ, есть две альтернативы — создание дочек с нуля и покупка банковских групп, располагающих сетью в регионе. Второй вариант первым использовал UniCredit, который в 2004 году приобрел немецкую группу HVB, добившись таким образом лидерства в регионе. Сегодня главным претендентом на то, чтобы повторить этот опыт, считается американский Citibank. К масштабным поглощениям в Европе могут прибегнуть и другие гиганты. Например, аналитики консалтинговой компании Keefe, Bruyette&Woods (KBW) среди возможных покупателей называют французские группы Credit Agricole, BNP Paribas и Societe Generale. О том, что Европу захлестывает очередная волна крупных сделок по слиянию и поглощению, свидетельствует недавняя договоренность UniCredit о покупке его соотечественника — банка Capitalia и продолжающиеся переговоры между британским Barclays и голландским ABN Amro.

Банки, предоставляющие услуги только по телефону или через Интернет, в ближайшее время в Украине не появятся

Украина с ее огромным потенциалом не будет оставаться на обочине европейских M&A-процессов, ведь желающих зайти на наш рынок все еще немало. В числе потенциальных инвесторов — Societe Generale и греческий National Bank of Greece, так и не осуществившие покупки, несмотря на многочисленные переговоры. Интерес к Украине проявляют и греческий Alpha Bank, бельгийский KBC, словенский NLB, немецкий Commerzbank, скандинавский Nordea. Традиционно в ЦВЕ наиболее активны австрийские, итальянские и французские банки. А вот британские банки, зарабатывая немало и на операциях на внутреннем рынке, обходят регион стороной. Другие приоритеты и у испанских банков — они предпочитают осуществлять покупки в Латинской Америке.

Кроме масштаба операций в Восточной Европе, перед европейскими банками стоит и другой вопрос — формы организации бизнеса. В старой Европе распространяются альтернативные бизнес-модели, позволяющие оптимизировать издержки. Речь идет о так называемом прямом банковском обслуживании (direct banks), например, через Интернет или телефон, и продаже услуг через финансовых консультантов. К примеру, прямой банкинг активно развивает голландский ING (через подразделение ING Direct). По прогнозам экспертов, ING в ЦВЕ будет делать ставку именно на это направление, так как традиционный розничный бизнес банку не интересен. Альтернативные бизнес-модели строят и приверженцы традиционной розницы. Например, группа Raiffeisen International в конце прошлого года приобрела чешский eBanka, специализирующийся на прямом банковском обслуживании. У группы UniCredit есть подразделение Xelion, занимающееся финансовыми консультациями. В Польше кроме Xelion финансовые консультации продвигает и дочка General Electric Expander, а банковские услуги онлайн продает mBank.

То есть в Восточной Европе альтернативные каналы продаж развиваются очень активно. Однако до Украины новые веяния докатятся, видимо, еще не скоро. Дело в особенности менталитета украинских граждан, считают в zeb/. Результаты проведенного в начале этого года опроса граждан пяти стран (Польши, Венгрии, Чехии, Словакии и Украины) указывают на то, что украинцам меньше других нужны регулярные финансовые консультации. Кроме того, только в Украине сегмент банковских клиентов, для которых важны консультации и современные каналы продаж, не самый многочисленный. Для большинства украинцев на решение о выборе банка влияет качество обслуживания в отделениях. На это в ближайшие несколько лет и будут делать ставку приходящие в Украину иностранцы.




Похожие записи:
  1. Почему среди сотрудников France Telecom прокатилась волна самоубийств
  2. Хитроу — один из крупнейших аэропортов в мире — стал синонимом хаоса и беспорядка. Проблемы аэровокзала явно указывают на ошибки в транспортной политике страны, где предпочитают латать выбоины, а не строить новые дороги
  3. Разработчики программного обеспечения намерены вместо продажи программ предложить пользователям подписку на информационные услуги. Такой подход обещает раз и навсегда победить пиратство
  4. Кризис в развитых странах дал шанс наиболее успешным компаниям из развивающихся экономик укрепить свои глобальные позиции
  5. Резкое сокращение мирового спроса заставило производителей «всемирной фабрики» на юге Китая задуматься, что делать с избыточными производственными и человеческими ресурсами
  6. Эпоха тотальных коммуникаций бросила вызов безоговорочному лидерству Microsoft в сфере программного обеспечения. Корпорация прилагает все силы, чтобы сохранить статус лидера и на десктопах пользователей, и в Интернете
  7. Приблизительно через миллиард лет жизнь на нашей планете станет невозможной, а еще через семь с половиной миллиардов Земля испарится. Избежать апокалиптического сценария, с точки зрения ученых, можно только постоянной регулировкой земной орбиты