Впервые за четырехлетнюю историю Конкурса инноваций российского журнала «Эксперт» в число лауреатов вошел украинский Приватбанк

26 мая в здании московского театра "Новая опера" прошла церемония награждения победителей Конкурса инноваций, организованного российским "Экспертом". Статуэтку "Надежда" получили двенадцать победителей (подробнее о победителях см. таблицу). Похоже, в конъюнктуре СНГ произошли серьезные изменения. Если три-четыре года назад в Конкурсе выигрывали в основном проекты, ориентированные на глобальный инновационный спрос и западный венчурный капитал, то сегодня в победителях - проекты для постсоветского реального сектора. Инновации для постсоветского пространства В принципе, это закономерно. Наиболее активные в инновационном плане страны - Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия - искали свое место сразу в двух контурах: внутреннем и внешнем. Причем из-за повышенного сопротивления новациям внутри (безразличие власти, инерция бизнеса, снобизм научного сообщества) эти проекты ранее чаще вписывались в бизнес-схемы западных экономик. Информированный наблюдатель без труда приведет несколько примеров "выходов" постсоветских по происхождению проектов в США или Европе. Но классический венчур в России скис - громогласно объявленные фонды на десятки миллионов долларов так и не смогли набить свои портфели, с начала года не слышно ни об одной громкой сделке. В то же время средний и даже крупный российский, украинский, казахстанский бизнес, почувствовав истощение запаса советской технологической прочности и обострение конкуренции со стороны транснационалов, начал предъявлять серьезный отраслевой инновационный спрос. Похоже, и конкурсанты, и эксперты это почувствовали. Сегодня у нас в чести не мобильные решения и беспроводной широкополосный доступ в Интернет (все равно мы как страна на них в обозримом будущем много не заработаем), а переработка отходов лиственницы, диагностика трубопроводов и биосенсоры для мясной и молочной промышленности. Годы бесплодных переговоров наших инноваторов с заокеанскими инвесторами и их местными представителями дали (простите за каламбур) свои плоды - процесс пошел там, где он собственно и должен был пойти - в зоне пересечения интересов разработчиков и реальных потребителей ноу-хау - постсоветского бизнеса, озабоченного повышением собственной конкурентоспособности. На Конкурс "Эксперта" поступает все больше проектов из-за рубежа. В этом году на него пришли заявки из Белоруссии, Украины, Азербайджана, Латвии, Бразилии. Экспертный совет решил, что настала пора учредить специальную номинацию для участников из других стран. Проект "Электронная логистика и новый способ реализации стартовых пакетов мобильной связи", представленный крупнейшим по активам банком Украины, Экспертный совет конкурса признал "Лучшим иностранным проектом" этого года. Пластиковый стаканчик для мобильной связи В чем суть разработки Приватбанка? Чтобы было яснее и проще объяснить сущность разработки, можно сравнить современный рынок мобильной связи с рынком прохладительных напитков. Сегодня потребителю предлагается широкий выбор продуктов - различных по вкусовым качествам, количеству и упаковке. Число таких позиций достигает полусотни, но в жизни доступность того или иного продукта зависит от его наличия в конкретной торговой точке. Только крупные супермаркеты могут позволить себе держать на складе запасы всех популярных напитков. Мелкие магазины или киоски имеют, как правило, пару-тройку наименований самого ходового товара. Что же делать потребителю, который всегда пьет "Пепси", а на прилавках близлежащих магазинов только чуть более дешевая (условно) "Кола"? Или наоборот, везде вы встречаете дорогую "Кока-колу", а бюджетная зарплата позволяет тратиться на более дешевую "шипучку". Идеальный выход из этой ситуации - установка универсального торгового автомата, подсоединенного к источнику разных напитков. Загружается необходимое количество пластиковых стаканчиков, а каждый потребитель может сам выбрать напиток, который ему по вкусу и по карману. Таким образом, торговый автомат, занимая небольшую площадь и не требуя больших ресурсов для обслуживания, предлагает потребителям такой же выбор товара, как и большой супермаркет. Если использовать приведенную выше аналогию, то на рынке мобильной связи самым универсальным пластиковым стаканчиком может выступить "пустая" смарт-карта, которая используется для производства стартовых пакетов большинства операторов мобильной связи. Она превращает обыкновенный POS-терминал для приема платежей по чиповым пластиковым картам (который стоит на любой кассе в супермаркете) в средство подключения к сетям мобильной связи. Достаточно только обновить программное обеспечение. Ключевым объектом, с помощью которого идентифицируется абонент в сети мобильной связи, является SIM-карта. На ней записан номер телефона, которому соответствует определенный тарифный план. Обычно комплект с SIM-картой для подключения абонентов изготовляет сам оператор связи, упаковывает в привлекательные конверты с логотипом и распространяет по дилерам. Операторов мобильной связи в каждом регионе наберется не меньше трех, у каждого оператора - по 5-7 тарифных планов. Получается, что каждый дилер в каждой торговой точке должен иметь пару десятков разных упаковок с разными сотовыми продуктами. А тарифы у операторов часто меняются, что еще больше усложняет систему дистрибьюции стартовых пакетов для подключения к сетям сотовой связи. В системе Приватбанка никаких десятков упаковок не нужно. Дилер должен иметь лишь пустые SIM-карты. Карта вставляется в платежный POS-терминал, где уже загружен софт со всеми тарифными планами, продавец выбирает нужный покупателю тариф, телефонный номер и одним нажатием на клавишу записывает его на SIM-карту. Всё - абонент подключился к сотовой сети. Многодневный традиционный процесс изготовления, перевозки, доставки в торговые точки, учета, складирования и продажи SIM-карт сокращается до двух минут. Если пользователю вдруг не понравится тариф или оператор, так же мгновенно дилер может перепрограммировать SIM-карту на новый тариф. Естественно, система Приватбанка может и принимать платежи за мобильную связь. Технология уже начала применяться в Украине. На ее базе в январе 2005 года стартовали массовые продажи пакетов нового сотового виртуального оператора Рrivat:mobile, который принадлежит Приватбанку. Сейчас у компании 15 тысяч абонентов. Технологией Приватбанка могут воспользоваться любые провайдеры услуг на пластиковых носителях с микрочипом. Среди своих потенциальных клиентов разработчики видят операторов цифрового спутникового телевидения, финансовые учреждения, предприятия общественного транспорта.


Похожие записи:
  1. Европейцы массово покидают американский фондовый рынок. Из-за чрезмерных требований к акционерным компаниям в США они переводят регистрацию бумаг на национальные фондовые рынки
  2. Символом нового венчурного бума станет не фантастический Google, а инвестируемые сейчас на довольно жестких условиях скромные стартапы
  3. Европейский рынок одежды стагнирует. Растет лишь один сегмент — «быстрая мода». Европейцам он дает возможность быстро обновлять гардероб, а текстильную промышленность спасает от конкуренции с Китаем
  4. Западным компаниям очень нужны украинские программисты, а украинским IT-компаниям — хорошие антрепренеры
  5. Компания Google высокого мнения об украинских инженерах и программистах, но открывать в нашей стране центры разработок или вкладывать инвестиции в украинские IT-компании она не спешит
  6. За десять лет мобильная связь перестала ассоциироваться с роскошью и стала массовой услугой. Операторы ожидают, что в ближайшее время подобное произойдет и с Интернетом
  7. В сентябре 2008 года доля продаж мобильных систем (с учетом ноутбуков и нетбуков) в общем объеме реализации компьютеров превысила 50%. Таким образом, прогнозы аналитиков сбылись — украинцы стали покупать больше ноутбуков, чем обычных персональных компьютеров