Работодатели хотят помочь университетам адаптироваться к требованиям рынка труда. Ответные шаги должны сделать вузы и государство

«Сегодня выпускники вузов к практической работе не готовы. Они, возможно, хорошо знают теорию, но не представляют себе реальных задач, которые их ждут на предприятиях», — утверждает вице-президент ассоциации IT-Ukraine по работе с вузами, директор компании ITera Consulting Group Ukraine (фирма занимается разработкой программного обеспечения) Игорь Мендзебровский.

Для Украины стало нормой, что множество выпускников вузов работают не по той специальности, которая записана в их дипломе. Но в то же время работодатели сетуют, что на отдельные вакансии они не могут найти специалистов даже в условиях кризиса.

Личности или рынок труда?

«Вузы должны принять как данность тот факт, что подготовить специалиста означает не только снабдить его массивом информации, но и дать ему профессиональные инструменты для решения конкретных задач. Понять, чего ждет работодатель от молодого специалиста и что нужно сделать, чтобы уровень его подготовки отвечал требованиям рынка труда», — говорит пресс-секретарь группы СКМ Анна Терехова.

В то же время она отмечает, что работодатели также должны пойти навстречу высшему образованию. «Необходимо четко и понятно сформулировать свои потребности и нужды», — считает Терехова. Сейчас так поступают лишь некоторые фирмы, в первую очередь те, которые остро нуждаются в молодых специалистах. Среди них — компании, работающие в телекоммуникационной отрасли и сфере высоких технологий. Так, оператор связи «МТС-Украина» и еще несколько компаний создали «Межкорпоративный университет», а ассоциация IT-Ukraine внедрила новые специальности в украинских вузах и инициировала производственные стажировки для студентов и преподавателей.

Во многих западных странах требования работодателей систематизированы с помощью системы стандартов, сопоставляющих профессиональную квалификацию работников с уровнем их образования. В Украине такой стандарт под названием «Национальная рамка квалификаций» только разрабатывается, причем в его создании активно участвуют и некоторые компании, в частности, СКМ.

Вузы также принимают участие в этой работе. Однако ректоры университетов всё же призывают «не забывать о том, что мы готовим личностей, а не механизмы для рынка труда». На что работодатели замечают, что личность, неспособная найти себе достойную работу, вряд ли сможет оставаться личностью. «Если вуз готовит личность, значит, его выпускники должны быть востребованы в тех компаниях, где оценивают кандидатов не по профессиональным качествам, а по личностным. Такая система оценки кандидатов действительно существует. Например, в креативных студиях», — размышляет директор по управлению персоналом оператора «МТС-Украина» Наталья Береза.

Впрочем, в мире распространены оба подхода. Есть вузы (преимущественно технические), которые готовят узких специалистов, иногда даже под конкретных работодателей. Но в то же время в США существует колледж Св. Якова, где студенты учатся по средневековым программам и методикам. Основная форма обучения — диспуты и семинары. Труды философов здесь изучают на языке их авторов, то есть Аристотеля — на древнегреческом, Канта — на немецком. Из пяти поступивших в этот колледж оканчивает его лишь один, и на него в рекрутинговых агентствах выстраивается очередь на несколько лет вперед.

Красные и не очень

Одним из недостатков украинских дипломов Игорь Мендзебровский считает скудность информации, которую содержат эти документы. «Из нашего диплома можно только узнать, каким вузом и факультетом он выдан. Понять, какая кафедра подготовила специалиста, в большинстве случаев невозможно. А в нашей индустрии это важно», — жалуется он.

Работодателей редко интересуют вкладыши к дипломам, где указаны оценки выпускника. Об успеваемости судят лишь по цвету «корочек». Поэтому некоторые учебные заведения вместе с документом государственного образца выдают собственный диплом. «На рынке труда он представляет интерес бóльший, чем госдиплом. В случае Киево-Могилянской академии он гарантирует, что студент учился без троек, приобрел лидерские навыки и умение работать в команде, участвуя в различных формах студенческого самоуправления», — уверяет профессор Киево-Могилянской академии (КМА) Юрий Сватко. КМА первой начала выдавать собственные дипломы, сейчас эту инициативу поддержали и другие университеты. «Полагаю, для работодателей дополнительный диплом будет иметь большое значение», — делится свом мнением по этому поводу Мендзебровский. По его словам, идеальный документ об образовании должен отражать реальные знания специалиста, «чтобы там было написано, что этот предмет он знает плохо, а в другой дисциплине — гениален».

Еще меньше доверяют украинским дипломам зарубежные работодатели. Хотя Украина еще в 1998 году подписала европейское соглашение о взаимном признании высшего образования, нострификация наших дипломов в европейских странах проходит с проблемами. «Насколько мне известно, меньше всего усилий по признанию диплома потребуется в Великобритании и Польше. А вот, например, в Германии законодательства земель (субъектов федерации. — ”Эксперт”) могут иметь нюансы, которые сказываются при признании дипломов», — сообщил первый проректор Университета КРОК (Киев) Олег Шаров. При продолжении обучения в Европе украинский диплом, скорее всего, будет признан частично. В этом случае владельцу документа предложат сдать те предметы, которых в дипломе не хватает. Либо же пройти специальный подготовительный курс.

Гораздо сложнее с признанием диплома для получения работы. Если в Украине вместе с документом о получении образования магистра выпускник приобретает квалификацию инженера, врача или экономиста, то в странах Старого Света профессиональную квалификацию часто присваивают соответствующие ассоциации. Вполне возможно, что именно такая организация будет решать вопрос о признании диплома данного соискателя.

Впрочем, в большинстве стран Европы отмечают недостаток инженеров и врачей. Выпускники школ не хотят поступать на «сложные» специальности. Так, в Рейнско-Вестфальском техническом университете (Аахен, Германия, входит в пятерку ведущих европейских технических вузов) корреспондента «Эксперта» уверили, что выпускник технической специализации из Украины, желающий продолжить обучение в аспирантуре этого зарубежного вуза, не будет иметь проблем с признанием диплома. Данный университет проводит обмен студентами и аспирантами с Харьковским политехническим институтом.

Шаров отмечает, что одна из наиболее частых ошибок при признании дипломов за рубежом — когда украинский диплом специалиста приравнивается к статусу бакалавра, тогда как его необходимо приравнивать к статусу магистра.

Чтобы сделать наш отечественный диплом более «конвертируемым», в начале марта Министерство образования и науки (МОН) инициировало изменения в перечень документов о высшем образовании, предложив выдавать выпускникам специальное дополнение к диплому, разработанное в соответствии с формами, утвержденными Еврокомиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО. «Дополнение является обязательным документом в большинстве стран, участвующих в Болонском процессе, и выдается вместе с дипломом о высшем образовании. Многие страны без этого документа не признают дипломы о высшем образовании вообще. А теперь украинский диплом с таким дополнением будет адекватно оценен», — уведомили «Эксперт» в пресс-службе МОН.

Процесс болонизации

Магистр — это академическая квалификация, которая примерно соответствуют существовавшему в Советском Союзе и постсоветской Украине статусу «специалист». То есть человек, получивший законченное высшее образование. Однако сейчас документы Евросоюза предлагают считать законченным высшим образованием квалификацию бакалавра (три, а иногда четыре года обучения). Тем не менее европейские работодатели всё-таки предпочитают иметь дело с магистрами.

Эксперимент с выделением бакалавриата — один из главных в Болонском процессе. Раньше, поступая в вуз, человек выбирал определенную специальность и осваивал ее на протяжении всего обучения. Но современные технологии меняются так быстро, что через пять лет учебы данная специальность может быть уже невостребованной.

Бакалавр — специалист широкого профиля. Чтобы получить это звание, студент осваивает определенную область знаний, изучая обязательные предметы. Потом бакалавры могут поступить в магистратуру и за два года уточнить свою профориентацию — в соответствии с веяниями технического прогресса и требованиями работодателей. Таким образом, двухступенчатая система «бакалавр—магистр» позволяет гибко реагировать на потребности рынка труда.

Украина, решив заимствовать этот опыт, втиснула западную двухступенчатую систему образования в старую схему: «специалист—кандидат—доктор наук». При этом у нас, в соответствии с украинским законодательством, профессионалом по-прежнему считается только тот, кто имеет полное высшее образование, и уточняется: «магистр или специалист».

Еще одно новшество Болонского процесса — кредитная система. В данном случае под термином «кредит» понимаются не деньги, а усилия, которые потратил студент в процессе обучения. Один кредит — это 36 учебных часов. За год учащийся должен получить 60 кредитов, а чтобы стать бакалавром — от 180 до 240 кредитов. «На кредитно-модульную систему перейти чрезвычайно сложно — ведь трудоемкость учебного процесса должна отражать еще и реальную сложность различных учебных дисциплин. Возможно, лучше других к этому переходу адаптировано образование стран бывшего СССР. Причина в том, что в Европе каждый вуз обладает большой институциональной автономией и академической свободой. Советское образование было гораздо более стандартизировано. А качество, как известно, это соответствие стандарту», — рассуждает Сватко.

Собственно, Болонский процесс был инициирован странами Европы, чтобы создать общеевропейское образовательное пространство, ведь без него невозможен единый европейский рынок труда.

Вот только в Европе Болонский процесс ругают не меньше, чем у нас. Так, в декабре 2009 года по Швейцарии прокатилась волна забастовок студентов. Учащиеся в университетах Цюриха, Базеля, Берна и Лозанны были возмущены «коммерциализацией учебы». Студенты, выбирающие сложную специализацию (и, соответственно, трудные дисциплины), показывают худшую успеваемость, чем те, кто выбрал легкие дисциплины и зарабатывают благодаря этому множество кредитов. Кроме того, есть проблемы с зачетом кредитов, полученных в другом вузе по студенческому обмену.

Сильнее всего критикуют Болонский процесс в Восточной Германии, поскольку после объединения страны школы бывшей ГДР перешли с двенадцатилетнего образования на тринадцатилетнее. Именно так работали школы на Западе страны. Но уже через несколько лет им пришлось переходить обратно на двенадцатилетнее обучение. Ведь именно оно считается нормой для стран Евросоюза.

Маркетинг для вузов

Кредитная система и введение предметов по выбору (со следующего года около четверти предметов украинские студенты смогут выбирать самостоятельно) позволит учащемуся остановиться на дисциплинах, максимально соответствующих его будущей профессии. Однако есть сомнения в реализации этой затеи — ведь она и в благополучной Швейцарии внедряется с перекосами. Кроме того, неизвестно, как поведут себя украинские преподаватели, лекции которых студенты посчитают скучными и «проголосуют ногами».

Кризис привел к сокращению рабочих мест, но постепенно потребность в сотрудниках будет увеличиваться. В Украине ощутится нехватка инженеров, программистов, полиграфистов, педагогов, тогда как почти все вузы страны «клепают» экономистов, финансистов, юристов, менеджеров. В последние три-четыре года повысился спрос на такие специальности, как прикладная математика, прикладная физика, информационные технологии, инженерная механика, электроника, компьютерная инженерия, п


Похожие записи:
  1. В Европе рассчитывают, что единая энергетическая политика повысит энергобезопасность ЕС и поможет бороться с изменением климата
  2. В ключевых нефтедобывающих регионах — на Ближнем Востоке, Каспии и в России — все актуальнее становится интеграция всех подотраслей нефтяного сектора: добычи, транспортировки и переработки
  3. Украинские ученые разработали препарат на основе молочнокислых бактерий, который позволяет отказаться от использования антибиотиков в птицеводстве. Чтобы новый препарат закрепился на отечественном
  4. Похоже, технический прогресс и нужды потребителей наконец-то нашли точки соприкосновения. В мейнстриме - масса простых, понятных, относительно недорогих и безопасных штучек
  5. Мы начинаем проект «Эксперт-Инновации». Его цель — способствовать созданию эффективного механизма внедрения в экономику технологических новаций, объединению интересов и усилий науки, бизнеса и государства
  6. Нобелевские академики опять попали в струю. Все нынешние естественно-научные лауреаты — граждане США, а химическая премия уже не в первый раз проходит по ведомству биологии
  7. Интернет-компании проявляют к IP-телефонии ажиотажный интерес. Приход новых крупных игроков скорее приведет к резкому ужесточению конкуренции на этом рынке, чем к его бурному росту