Полвека тому назад концерн Philips приступил к разработке компакт-кассеты, что позволило в 1966 году компании Sony выпустить свой первый массовый кассетный магнитофон. Так изделие голландцев стало самым популярным музыкальным носителем того времени

Электротехнический концерн Philips (Нидерланды) представил прототип компакт-кассеты (compact cassette, CC) в 1963 году. Несколько месяцев спустя в магазинах появился первый СС-магнитофон Philips EN3800, десятилетие спустя ставший прототипом советских «Спутников». Но через год у СС появился конкурент — сходная по конструкции кассета Grundig DC-International (DC-I). Она была чуть больше и обеспечивала более высокое качество звука. Немецкую компанию-разработчика поддержали соотечественники: Telefunken, Normende и Saba. Поэтому некоторое время оба носителя существовали параллельно, и никто не мог предсказать исход их мирного сосуществования.

Японец рассудил

Спор европейцев разрешили японцы. В 1965 году в офис руководителя магнитофонного департамента компании Sony Норио Оги поступили письма от Фридриха Ласснера (Grundig) и Виса Деккера (Philips) с предложениями о сотрудничестве в разработке массовой аудиокассеты. Европейские топ-менеджеры понимали, что без поддержки японцев ни CC, ни DC-I массового покупателя не завоюют.

Оги встретился с европейскими коллегами, выслушал их аргументы и предложил собственный путь поиска оптимального решения: Sony выпустит для местного рынка кассетники обоих типов. Через некоторое время, сопоставив объемы продаж магнитофонов и проанализировав отзывы потребителей, японский эксперт вынес вердикт: кассета DC-International будущего не имеет.

Урегулировав с Philips лицензионные вопросы, в 1966-м Sony выпустила свой первый массовый кассетник TC-100, который долгие годы оставался образцом для подражания. Так японский аппарат превратил голландскую кассету в самый популярный источник звука по обе стороны Атлантики.

Кассетная революция

Кассеты изначально разрабатывались как звуконоситель для переносных магнитофонов и диктофонов, поэтому к соответствующей аппаратуре никто не предъявлял высоких требований касательно качества звука. Однако в начале 1970-х произошла очередная революция.

В 1971 году японские компании освоили выпуск магнитол, создав новый сегмент рынка потребительской электроники. Особая роль тут принадлежит первой стереомагнитоле Sony CF-2500, праматери всех бумбоксов. В том же году Advent Corporation выпустила кассеты с хромдиоксидной лентой Type II — по сравнению с пленками из оксида железа (Type I) они обеспечивали более качественный звук.

А в 1973-м компания Nakamichi (Япония) предложила рынку кассетные деки, которые превзошли по параметрам катушечные магнитофоны. Так появился первый портативный hi-fi стереомагнитофон Nakamichi 550. Его, в отличие от предшественников, можно было брать с собой на улицу, пикники, к тому же он одновременно работал с тремя микрофонами, что позволяло записывать звуковое поле с потрясающей естественностью. Профессиональные звукоинженеры полюбили Nakamichi 550 — на этот кассетник были записаны концертные альбомы таких легендарных групп, как Black Sabbath, Genesis, Kiss, Led Zeppelin, Pink Floyd, Queen, Yes.

Огромная роль в становлении кассетников как источника качественного звука принадлежит Рею Долби — стажеру основателя американской компании Apmex Александра Понятова (см. «Кассета, изменившая мир»). Благодаря продуманной политике лицензирования шумоподавители Dolby стали общемировым стандартом. Но самое важное, они позволили значительно снизить уровень шумов, что было главнейшей проблемой кассетных магнитофонов.

Кассетная субкультура

С середины 1970-х студии звукозаписи стали выпускать новые альбомы и на виниловых дисках, и на кассетах. Это способствовало росту продаж магнитол.

Чуть позже в продаже появились огромные бумбоксы, самым известным среди которых является Sharp GF-777. Они могли запросто заполнить звуком небольшой двор или баскетбольную площадку, а потому быстро превратились в мобильные концертные комплексы, позволявшие музыкантам-неофитам представлять широкой аудитории свои шедевры, преимущественно социальные и танцевальные. Именно кассетным бумбоксам обязаны своим появлением хип-хоп и рэп.

Необычная музыка, собиравшая у огромных магнитол сотни тысяч слушателей по всей Америке, заинтересовала воротил индустрии звукозаписи. Оценив коммерческий потенциал социально-танцевальной garden-music, они стали записывать альбомы дворовых музыкантов в студиях.

Портастудии

Впрочем, приглашали далеко не всех. А что делать остальным, у кого талант и амбиции зашкаливают, но они оказались неинтересны музыкальным менеджерам? Ответ нашла компания TEAC, предложившая в 1979 году музыкантам необычный аппарат — Model 144 Portastudio. Он представлял собой четырехканальный микшер, объединенный с четырехканальным кассетным магнитофоном, — по сути, это была маленькая студия, позволявшая записать демонстрационный альбом в домашних условиях. Его звучание было на удивление качественным: учитывая специфику аппарата, японские инженеры плюнули на стандарты и увеличили скорость протяжки ленты вдвое.

Продвигая портативные студии, маркетологи допустили забавный просчет. По их мнению, аппараты предназначались для начинающих музыкантов, но они полюбились и маститым рокерам. Так, альбом Nebraska Брюса Спрингстина был записан в его доме именно на 144-й модели. Звучание демокассеты так понравилось музыканту, что ее использовали в качестве оригинала для подготовки мастер-ленты. Кроме Спрингстина, для записи оригиналов портастудиями пользовались Джон Фручианте (Red Hot Chili Peppers), Мэрилин Мэнсон, Алан Уайлдер (Depeche Mode) и американские хип-хоперы из Wu-Tang Clan.

Кстати, портастудии существуют до сих пор, но вместо кассет компании Tascam, Teac, Fostex и Yamaha используют современные носители — CD, DVD, жесткий диск или сменные карты памяти.

Реинкарнация

К середине 2000-х годов производство кассетных магнитофонов почти прекратилось — их вытеснили проигрыватели CD. Исключение составили азиатские компании, выпускающие дешевые магнитолы для развивающихся стран.

А вот компакт-кассеты всё еще выпускаются. Правда, даже при наличии известного бренда на упаковке их качество хромает (исключение составляют дефицитные металлопорошковые кассеты, владельцы дорогих дек готовы платить по 50 долларов за запечатанные кассеты Type IV 1980–1990-х годов выпуска).

Что интересно, в современный век компьютерных фонограмм студии звукозаписи прибегают к использованию аналоговых магнитофонов. В процессе подготовки цифровых мастер-лент это нужно для того, чтобы «оживить» мелодию и текст: кассетники звучат естественнее, чем CD. И не исключено, что человечество вновь обратит свое внимание на бобины и кассеты — ведь возродились же долгоиграющие виниловые диски и ламповые усилители…

Такие разные

В истории компакт-кассетного движения стоит выделить несколько форматов, которые стали именем нарицательным.

Микрокассета (1969–2007) была разработана компанией Olympus и предназначалась для миниатюрных диктофонов. Она заметно меньше СС, обеспечивает аналогичное время записи при более низком качестве. Несколько производителей аудиотехники пытались использовать микрокассету для стереотехники, но не очень успешно.

ELCASET (1976–1979) была разработана Sony как аудиофильская кассета. Она походила на видеокассету, но имела более узкую пленку от катушечных магнитофонов. «Элькассетники» выдавали очень качественный звук, но совершенствование обычных кассетников и появление металлопорошковых лент Type IV привело к тому, что интерес к EL-формату быстро угас.

DAT-кассета (1987–2005) стала первым массовым цифровым перезаписываемым источником звука. Аппараты этого формата обеспечивают более высокое качество звука, чем CD, однако их сложность и ограничения на перезапись цифрового контента привели к тому, что DAT перекочевали в студии.

DCC (Digital Compact Cassette, 1992–1996) была разработана компаниями Philips и Matsushita как бытовая альтернатива DAT. Главной особенностью DCC-магнитофонов была способность воспроизводить CC. Кроме того, DCC стали первыми источниками компрессированного звука.

NT-кассету разработали в 1992 году как цифровой носитель для ультракомпактных магнитофонов Sony Scoopman. По размерам NT сопоставима с картами памяти ММС.




Похожие записи:
  1. Либерализация воздушного сообщения между США и Евросоюзом приведет к значительному росту конкуренции на трансатлантических рейсах. Авиакомпаниям придется консолидироваться, а потребители ждут снижения цен на билеты
  2. Человек-антивирус Евгений Касперский рассказал, как его увлечение превратилось в компанию с капитализацией в несколько миллиардов долларов
  3. Интересы украинских изобретателей плавно перемещаются в сторону медицины и биотехнологий — таковы результаты конкурса «Инновационный прорыв-2010». То есть Украина держится в русле мировых инновационных трендов
  4. Во всем мире отмечается бурный рост венчурных инвестиций в высокие технологии, связанные с альтернативной энергетикой. Украина имеет все возможности активно включиться в этот процесс — таково мнение участников инновационного клуба журнала «Эксперт Украина»
  5. Устойчивость газовой империи держится на одном постулате — российский газ стоит столько, сколько за него готовы платить европейские потребители. То есть в пять и более раз выше его себестоимости
  6. В этом году Нобелевской премией отметили ученых, результаты работы которых имеют самое приземленное значение: победители вылечили гастрит, нашли новые катализаторы для органического синтеза и создали суперточные часы
  7. Частный бизнес уже сейчас вкладывает значительные средства в высшее образование. Но это не благотворительность: так работодатели пытаются снизить затраты на переучивание будущих сотрудников