Сегодня в Ираке функционирует беспрецедентная по масштабам частная армия. Американские и британские фирмы по всему миру вербуют профессиональных военных, чтобы обеспечить безопасность в стране и обучить иракскую армию и полицию

«Какая у вас группа крови?» — обычно вы не ждете такого вопроса от водителя, когда собираетесь доехать от аэропорта до центра города. Но это необычное такси. Мы готовимся к поездке по трассе Route Irish — кодовое наименование десятикилометровой дороги, которая соединяет международный аэропорт с Багдадом. Каска и тяжелый бронежилет строго обязательны, даже несмотря на то что все три машины в нашем конвое бронированные. Все пассажиры располагаются во второй машине — в бронетранспортере марки Ford. Руководитель группы проводит краткий инструктаж: «Самая большая опасность при поездке по Irish — обстрел из стрелкового оружия. Импровизированные фугасы и смертники на заминированных машинах теперь встречаются реже. Если конвой замедляет ход или останавливается, то это скорее всего из-за патруля коалиции или блокпоста. Если случится обстрел — следуйте инструкциям членов команды. Если вдруг вы отбились от группы сопровождения — лежите на обочине до тех пор, пока вас не обнаружит и не идентифицирует патруль коалиции». Водители проверяют рации, сопровождающие охранники присоединяют магазины к автоматам, и мы отправляемся в путь. Как только мы попадаем на шоссе, конвой быстро набирает скорость. Стрелка спидометра доходит до отметки 100 км/ч, и мы на полном ходу проносимся мимо знака «Въезд в красную зону». Дорога в Багдад Вооруженная группа, которая везет нас в Багдад, — не подразделение армии США или их союзников по коалиции. Они — работники британской фирмы Erinys — одной из десятка частных фирм, которые занимаются обеспечением безопасности в Ираке. Руководитель группы — француз. Другие члены команды, водители и охранники — из России и других стран бывшего СССР. Мой сосед, их главный пассажир — американец, гражданский работник одной из строительных фирм, выполняющих заказы армейского инженерного корпуса США. Их задача — доставить гражданского специалиста в IZ. IZ — International Zone — укрепленная международная зона в центре Багдада, где находится штаб американской коалиции (ранее она называлась «зеленой зоной»). Перевозка гражданских специалистов из аэропорта в Багдад — один из основных видов работы, которую выполняют в Ираке частные военные компании. Еще недавно любая поездка по Route Irish была смертельно опасна: дорогу часто минировали, на ней устраивали засады и теракты. Это шоссе даже стало символом неудачи американской оккупации Ирака. Сегодня американская армия может праздновать небольшую победу. После того как доступ к дороге был ограничен, а количество патрулей увеличено, число инцидентов на трассе Irish значительно сократилось. Вдоль всей дороги с некоторыми интервалами стоят припаркованные «Абрамсы» и «Брэдли», по дороге постоянно курсируют конвои из трех-четырех бронированных «Хаммеров» и четырехколесных броневиков. Знаки на арабском языке предупреждают, что иракские водители обязаны соблюдать дистанцию. Сумрак сгущается, наш конвой вынужден ехать медленнее — чтобы было легче идентифицировать наш дружественный статус. Это самое опасное время суток — движение еще достаточно оживленное, но персонал блокпостов уже начинает нервничать в ожидании ночи. В одной из примыкающих справа к шоссе дорог скопилась целая колонна автомобилей простых иракцев, которые нас пропускают. Иракские водители опасаются приближаться к иностранным конвоям — это может стоить им жизни. Мы проезжаем мимо, руководитель группы дает водителям инструкции: «Держись левее». Впрочем, на дороге мы не одни. Перед нами американский армейский патруль, который сигнализирует нам световыми вспышками — держитесь на положенном расстоянии. Наш конвой замедляет ход. Оживает радио, водитель третьей машины сообщает: «За нами следует патруль коалиции». Военный грузовик в сопровождении пары «Хаммеров» быстро проносится мимо и присоединяется к военной колонне. Сзади на «Хаммере» — знак на английском и арабском: «Опасно, соблюдай дистанцию». Подъезжая к блокпосту, мы притормаживаем, а затем останавливаемся. Дорога перегорожена бетонными барьерами и колючей проволокой. Это, пожалуй, самая нервная часть поездки. На дорогах Багдада вы всегда чувствуете себя уязвимыми, но особенно — когда стоите на месте. Члены группы внимательно смотрят по сторонам. На параллельной дороге начинает собираться какая-то подозрительная толпа. Мы едем дальше. Наш конвой быстро нагоняет другую команду частных охранников. Аккуратно держим дистанцию. Руководитель группы поясняет: каждая команда держит стометровый «пузырь» вокруг своего конвоя. На противоположной стороне разделенного бортиком хайвея в сумраке проносятся военные колонны. Мы уже едем по Багдаду — город выглядит апокалиптически. Вот и въезд в IZ. Почти шесть вечера, уже довольно темно. Над городом сгущается мрак. Территорию перед въездом в международную зону освещают огромные прожекторы. По наружному периметру стоят иракцы в камуфляже и бронежилетах. Наши провожатые показывают DOD Badges — пропуск, который определяет подателя как вольнонаемного контрактника, участвующего в проектах коалиции. Нас быстро пропускают через специальный коридор с упрощенным досмотром; рядом простые смертные без пропуска стоят в очереди, в которой досконально досматривают каждую машину. На воротах предупреждающий знак: «Угрозы персоналу коалиции Ирака и США являются поводом для задержания». Еще одна армия Американская оккупация Ирака была бы невозможна без активного участия частных компаний и работников, слетающихся сюда со всего света. Это становится ясно прямо в аэропорту, где прибывшие иностранцы-контрактники выгружаются под внимательными взглядами фиджийских и непальских охранников, работающих на Global Risk Strategies (британская фирма, обеспечивающая безопасность в аэропорту). У терминала очередь — ищущие работу индийцы, пакистанцы, филиппинцы стоят за визами. Здесь они могут получить относительно хорошо оплачиваемую работу — чистить уборные, работать в прачечной или подавать пищу. Американский военный контингент в Ираке насчитывает 138 тыс. человек (перед декабрьскими выборами его увеличивали до 160 тыс. человек). Но он не в силах выполнить весь объем работ, поэтому американское правительство привлекает и гражданских контрактников. Они водят бензовозы и занимаются поставками горячей пищи и созданием компьютерных сетей, обслуживают сложные системы оружия. Компания KBR (подразделение Halliburton) настолько интегрирована в управление логистическими потоками армии США, что уже воспринимается как часть американской армии. По данным Brookings Institution, сегодня в Ираке у KBR работает более 38 тыс. сотрудников. Американские войска не в силах взять всю территорию Ирака под контроль. Поэтому на помощь им призвана целая армия частных военных компаний. По данным Brookings Institution, примерно 20 тыс. иностранцев работают сегодня в сфере частных охранных услуг, из них 6 тыс. — специалисты высокого класса. По официальным данным по состоянию на декабрь 2004 года, американские правительственные агентства и их контрагенты, работающие в Ираке, имеют обязательства перед частными военными компаниями на сумму свыше 766 млн долларов. Частные военные фирмы появились в Ираке практически сразу после падения режима Саддама Хусейна. Когда в мае 2003 года отставной американский генерал Джей Гарнер прибыл в Багдад, чтобы возглавить послевоенную гражданскую администрацию Ирака, его сопровождали охранники из британской Global. Гарнера сменил Пол Бремер, его безопасность обеспечивали охранники из Blackwater (см. «Основные участники рынка»). Поначалу обеспечение личной охраны и вооруженный эскорт для управленцев и гражданских контрактников были основной работой для частных военных фирм. Но со временем эти компании взялись и за более сложные задачи. Так, Custer Battles — маленькая фирма, основанная двумя бывшими американскими солдатами, — в 2003 году выиграла первый контракт по защите международного аэропорта Багдада на 16 млн долларов. Как писала Wall Street Journal, собственных средств у Custer Battles еще никаких не было, и временная администрация Ирака дала ей взаймы 2 млн долларов наличными, чтобы та просто смогла начать работать. Одним из поворотных пунктов в использовании частных военных в Ираке стало убийство четырех оперативных работников компании Blackwater. В апреле 2003 года их заманили в засаду в суннитском городе Фаллудже. Изображения мертвых контрактников (двое из них были искалечены, сожжены и повешены на мосту) показывали по всему миру. Этот инцидент спровоцировал полномасштабный штурм города американской морской пехотой. Контрактники в свою очередь ужесточили меры собственной безопасности. Все их транспортные средства стали бронироваться, и они начали вести себя намного более агрессивно. Это создало впечатление, что частные военные работают в Ираке неоправданно жестко и без оглядки на закон. Впечатление это усилили сообщения СМИ. Так, в конце прошлого года по всему миру крутили видеоролик, предположительно снятый служащими Aegis (британская компания, координирующая действия всех частных охранных фирм в Ираке), в котором боец-контрактник вроде бы стреляет по иракским гражданским машинам под музыку Элвиса Пресли. Впрочем, для рядового в общем-то эпизода — на иракских дорогах в самом деле опасно приближаться к чужим машинам — он получил непропорциональной резонанс. Но бывали и куда более серьезные инциденты. Так, минувшим летом американские морпехи задержали группу частных охранников, работающих на инженерную компанию Zapata, утверждая, что те без разбору стреляли не только по гражданским жителям, но и обстреляли пост наблюдения морской пехоты. Попавшихся контрактников «обработали» в соответствии со стандартами для иракских задержанных, а затем выслали из Ирака. В целом же с того момента, как американские оккупационные власти начали сотрудничать с частными охранными фирмами, их влияние неуклонно росло, и это стало одним из главных поводов для беспокойства военных и правительственных чиновников. Уже в марте 2004 года временная администрация заговорила об этом как о проблеме: «Мы создаем частную армию беспрецедентных масштабов. Она становится больше, чем объединенные силы наших союзников по коалиции. От того, как мы сможем организовать их работу, зависит, пойдет ли эта сила во благо или во зло». В «красной зоне» «Мы не ведем боевые действия. Это для нас правило номер один», — говорит один из сотрудников компании Erinys. Ее штаб-квартира в Ираке размещена в жилом квартале Багдада, который защищен заграждениями из засыпанных песком блоков и высокими стенами из бетона. Это — «красная зона». Соседняя улица напоминает военный лагерь. Erinys — британская фирма, но ее команда — многонациональная. Глава иракского представительства — ветеран британских спецподразделений Стив Бёрд. Большинство его подчиненных — профессиональные солдаты из Великобритании, США и ЮАР. Впрочем, есть и «русские» — профессиональные солдаты из ряда стран бывшего СССР. Большинство «русских» в Erinys работают в компании уже больше года. Все они имеют опыт участия в миротворческих операциях (например, в Косово) или в горячих точках (Чечня). Русских принимают на работу далеко не все компании. «Это англоговорящий рынок. Кое-кто из русских, конечно, говорит по-английски, но нам требуются сотрудники, для которых английский — родной язык. Просто потому, что нашим клиентам в нефтегазовом бизнесе так удобнее», — говорит Кристофер Биз, руководитель британской ArmorGroup. Для работы на Ближнем Востоке ArmorGroup набирает в основном британцев и выходцев из стран британского Содружества. «При наборе частные военные компании традиционно начинают с людей, которых они знают. Тriple Canopy начинает набор с 'Дельты', а Blackwater берет людей из спецназа морфлота. По мере того как круг вербуемых расширяется, приходится устраивать проверки и тренинги», — рассказывает глава Глобальной ассоциации операций по поддержанию мира Даг Брукс. Чтобы устроиться в Erinys контрактником (компания для описания своих сотрудников предпочитает использовать слово «оператор»), требуется армейский опыт не менее пяти лет (предпочтительно в военн
travail offres Ultime offerte travail en Bermuda pour les travailleurs migrants


Похожие записи:
  1. Ученые смогли превратить клетку взрослого человека в аналог эмбриональной стволовой клетки. Теперь можно обойтись без насилия над эмбрионами
  2. За минувший год пятьдесят самых высокооплачиваемых менеджеров финансовых корпораций на развитых рынках в форме зарплат и премий получили свыше полумиллиарда долларов США
  3. По мнению главного исполнительного директора корпорации Microsoft Стивена Балмера, следующее десятилетие принесет еще больше прорывных инноваций в сфере информационных технологий, чем 90-е и начало 2000-х годов
  4. Разработчики программного обеспечения намерены вместо продажи программ предложить пользователям подписку на информационные услуги. Такой подход обещает раз и навсегда победить пиратство
  5. В Украине разработан революционный метод ранней диагностики онкологических заболеваний. Он обещает значительно снизить смертность от различных форм рака
  6. Крымский изобретатель обещает совершить революцию в мировой подшипниковой индустрии. Благодаря исключению в уникальной конструкции трения скольжения его подшипники вообще не требуют смазки, а потому необычайно долговечны
  7. Чтобы показать свое превосходство, японские компании обрушили на конкурентов и публику лавину концепт-каров. В борьбе за клиентов производители меняют стратегии и приспосабливаются к местным рынкам