Турция намерена стать главным связующим звеном в транспортировке газа и нефти в Европу

На юге Турции состоялось долгожданное событие: лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции в присутствии представителей нефтяных компаний и банков официально объявили действующим нефтепровод «Баку—Джейхан». Событие это, правда, скорее символическое: первый танкер с бакинской нефтью вышел из средиземноморского порта Джейхан еще в июне. Встреча четырех президентов лишний раз продемонстрировала, насколько велико желание Турции использовать свое географическое положение, чтобы стать важнейшим транспортным коридором, по которому нефть и газ Персидского залива и Каспия пойдут на Запад.

Задуманный еще в середине 90-х трубопровод «Баку—Джейхан» лишь первый из многих проектов, которые, по-видимому, будут реализовываться в Турции в ближайшие годы. Страна хочет сделаться важнейшим экспортным терминалом каспийской, а в перспективе иракской, иранской и российской нефти в Европу. А также стать «четвертым коридором» для газовых трубопроводов — сегодня Европа зависит от экспортных поставок по газопроводам из России, Норвегии и Алжира. Благодаря своему уникальному положению, Турция может здесь легко обойти Украину.

Турция надеется, что, стремясь диверсифицировать поставки, Евросоюз заинтересуется турецким транзитом

Если эти амбициозные цели будут достигнуты, Турция не только получит значительные доходы за транзит, но и увеличит свой вес на международной арене. В Анкаре уверены, это сделает страну более интересной для Европейского союза, что особенно важно сегодня, когда возникли серьезные сомнения по поводу будущих отношений между Турцией и ЕС.

Мимо денег

С террас многочисленных прибрежных кафе по обоим берегам Босфора открывается отличный вид на пролив. Практически в любое время суток с них можно увидеть как минимум один танкер. Борта танкеров, следующих из Черного моря, всегда низко утоплены в воду: они гружены российской и каспийской нефтью, отправляющейся на мировые рынки. За последние десять лет число танкеров, проходящих через проливы Босфор и Дарданеллы, выросло с 4 до 11 тыс. в год — по тридцать танкеров в сутки. Через турецкие проливы, которые, согласно договору Монтре от 1936 года, открыты для международного судоходства, транзитом проходит около трех миллионов баррелей нефти в сутки, и с каждым годом эта цифра растет. «Для обделенной нефтью и газом Турции под завязку загруженные танкеры — это проплывающие мимо деньги. По этой причине страна хочет заменить транзит через проливы на трубопроводы», — рассказал «Эксперту» сотрудник одной из международных нефтяных компаний.

В самой Турции углеводородов немного, однако ее соседи к востоку и югу обладают громадными запасами. По данным последнего статистического обзора мировой энергетики, опубликованного в июне компанией British Petroleum (BP), доказанные запасы нефти на Каспии — в Азербайджане, Туркменистане и Казахстане — составляют 47,5 млрд баррелей (это сопоставимо с запасами нефти в США и Канаде одновременно). Запасы ближневосточных соседей Турции — Ирана, Ирака и Сирии — составляют 255,5 млрд баррелей нефти, что почти эквивалентно доказанным запасам Саудовской Аравии или 20% мировых. Если говорить о природном газе, то на Каспийский регион приходится 4,1% мировых запасов газа, а на Иран — 14,9% (второе место в мире). К северу, через Черное море, расположена Россия, на которую приходится 6,2% мировых запасов нефти и 26,6% — природного газа.

К западу же от Турции находится Евросоюз — крупнейший в мире импортер энергоносителей. Неудивительно, что, обращаясь к участникам ежегодной июньской конференции, которую в Стамбуле проводит американская консалтинговая компания Cambridge Energy Research Associates (CERA), премьер-министр Турции Реджеп Таип Эрдоган заявил, что он видит Турцию как «энергетический коридор между Востоком и Западом, между Севером и Югом». По его мнению, это подчеркнет «ответственность Турции в обеспечении энергетической безопасности в Европе».

Главный нефтяной порт

«Баку—Джейхан» стал первым нефтепроводом, с помощью которого каспийская нефть может попадать на мировой рынок в обход не только России, но и в обход проливов. Нефтепровод протяженностью 1768 км, построенный консорциумом нефтяных компаний под эгидой британской BP, будет поставлять на рынок до одного миллиона баррелей нефти в сутки (выход на полную мощность планируется на середину 2008 года). Окончательная стоимость проекта составила 3,9 млрд долларов, что на 30% больше, чем изначально предполагалось. Это объясняется в первую очередь ростом цен на стройматериалы (прежде всего на сталь) и более высокими расходами на строительство. Но удорожание проекта из-за резкого взлета нефтяных цен не сильно обеспокоило консорциум: многие считали проект слишком дорогим в 2000 году, но сегодня, когда нефть стоит 75 долларов за баррель, все выглядит иначе.

Проблема, однако, в другом: надежды на значительные месторождения нефти на юге Каспия не оправдались — в 2005 году Азербайджан добывал лишь около 400 тыс. баррелей в сутки. На экспорт азербайджанцы и вовсе поставляют 210 тыс. баррелей в сутки — совершенно незначительный по мировым меркам объем. Чтобы «Баку—Джейхан» вышел на полную мощность, его необходимо заполнить нефтью северного Каспия — из Казахстана и России. «Рост добычи в Казахстане в ближайшие десять лет будет феноменальным. Мы прогнозируем, что к 2015 году страна сможет добывать 3–3,5 миллиарда баррелей в сутки — почти втрое больше, чем сейчас. Основная часть казахстанской нефти будет идти на экспорт, и одним из вариантов станет трубопровод ”Баку—Джейхан”», — полагает директор отдела Каспия в консалтинговой компании CERA Кейт Хардин. Если ранняя нефть северного Каспия может доставляться в Баку танкерами из Актау, то для более масштабных поставок потребуется специальный нефтепровод. Строительство 800-километровой нитки «Кашаган—Актау—Баку» пока находится на стадии обсуждения, однако все больше экспертов полагают, что она понадобится и Казахстану, и консорциуму — оператору трубопровода «Баку—Джейхан». В июне президенты Казахстана и Азербайджана подписали соглашение, согласно которому казахстанская нефть будет направляться через бакинский трубопровод. Для Казахстана этот маршрут выгоднее нынешнего через Новороссийск — экономия может составить пять долларов с каждого барреля нефти. В более отдаленной перспективе к бакинскому маршруту транспортировки нефти на запад может присоединиться и Иран — в июне его представители обсуждали этот вариант.

Между тем каспийская нефть может попасть в Джейхан не только через Баку. Сейчас львиная доля казахстанского экспорта направляется в российский порт Новороссийск по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума, а затем танкеры транспортируют ее через проливы в Европу. Но уже в 2013 году, как надеются в Турции, значительная часть каспийской и российской нефти будет идти не через проливы, а из Новороссийска в турецкий порт Самсун, а далее будет перекачиваться по трубе в Джейхан. О строительстве трубопровода «Самсун—Джейхан» протяженностью 550 км и мощностью до 1,5 млн баррелей нефти в сутки объявили в конце июня в Стамбуле итальянская компания ENI и турецкая Calik Group. «Этот проект изучался с 2002 года и был одобрен правительством Турции. Из-за того, что пропускная способность Босфора практически исчерпана, а экспорт нефти из России и Каспия продолжает расти, проект становится крайне необходимым. С 2007 года мы планируем инвестировать полтора миллиарда долларов в строительство нефтепровода, который заработает к 2013 году. И мы приглашаем экспортеров из России и Казахстана пользоваться нашим трубопроводом», — рассказал «Эксперту» президент Calik Group Ахмет Чалик.

Для обхода Босфора неоднократно предлагались и другие варианты (в частности, проект «Бургас—Александруполис» в Болгарии и Греции и «Кыйикей—Ибрикбаба» в европейской части Турции), но Анкара явно делает ставку на проекты, ведущие в Джейхан. «Джейхан станет одним из важнейших нефтяных портов в мире. Танкеры, следующие в Европу, будут загружать нефть из России, Казахстана, Азербайджана, Ирака и Ирана. В одно время, в одном месте», — заявил на конференции CERA турецкий премьер. Уже сегодня в Джейхан ведет нефтепровод из иракского Киркука, так что превращение этого терминала в один из главных центров нефтяной торговли представляется вполне реалистичным.

Голубой поток

На завершающей стадии строительства находится и младший брат нефтепровода «Баку—Джейхан» — южнокавказский газопровод «Баку—Эрзурум». Газопровод будет проходить параллельно нефтепроводу и возле Эрзурума соединяться с газотранспортной сетью Турции. Азербайджан, располагающий шельфовым месторождением Шах-Дениз (одно из крупнейших газовых месторождений в мире, открытых за последние двадцать лет), в сентябре 2006 года начнет поставлять природный газ в Турцию. Проект, который стоил всего миллиард долларов, позволит экспортировать из Азербайджана в Турцию до 6,6 млрд кубометров природного газа в год. Турция уже является крупным импортером газа. Для удовлетворения турецкого спроса были построены трубопроводы «Голубой поток» из России (16 млрд кубометров в год) и «Тебриз—Эрзурум» из Ирана (10 млрд кубометров). Анкару, которая с конца 2006 года будет иметь трех поставщиков природного газа, очень интересует дальнейшая диверсификация. Еще в 1999 году Турция подписала с Туркменистаном соглашение о строительстве трубопровода «Туркменбаши—Баку», по которому туркменский газ будет поставляться через Кавказ в Турцию. Сейчас в связи с активным освоением северного Каспия Анкара также заинтересована в строительстве газопровода «Актау—Баку», который бы шел параллельно с нефтепроводом и поставлял бы газ в Южнокавказский газопровод. Правительство Турции также рассматривает возможности строительства газопроводов из Ирака и Египта. (Египет, чьи запасы газа превышают азербайджанские, может поставлять газ в Турцию либо по газопроводу по дну Средиземного моря, либо по морю в виде сжиженного природного газа.)

Однако прогнозы потребления природного газа в Турции строились до экономического кризиса 2000–2001 годов и мини-кризиса в 2006-м. Поэтому инфраструктурные проекты по поставке газа в Турцию приводят к формированию излишка газа. Этот излишек Турция собирается реэкспортировать в страны ЕС, где потребление газа в ближайшие 15 лет вырастет с нынешних 425 млрд кубометров до 625 млрд. Собственная добыча газа в западноевропейских странах падает, поэтому Евросоюз будет вынужден увеличивать импорт. Причем возможности импорта ограничены — Россия, Норвегия, Алжир и поставщики сжиженного газа. Турция надеется, что, стремясь диверсифицировать поставки, ЕС заинтересуется турецким транзитом. Главным проектом по поставкам транзитного газа в Евросоюз стал Nabucco, одобренный ЕС еще в июне 2003 года. На строительство 2800-километрового трубопровода, который пройдет из Турции в Австрию через Болгарию и Румынию, будет потрачено 6,25 млрд долларов. Nabucco, строительством которого занимается австрийская OMV, позволит с 2010 года поставлять в ЕС 25 млрд кубометров природного газа — транзитом через Турцию из Ирана, Азербайджана, России и, возможно, Туркменистана, Ирака и Египта.

Клубок проблем и масса выгод

Правда, столь масштабная программа превращения Турции в ведущую транзитную державу сопряжена с большими сложностями. «Инвестируя миллиарды, даже десятки миллиардов долларов в транспортную инфраструктуру по всему региону от Каспия до Ближнего Востока, Турция станет заложницей своего транзитного статуса. В случае возникновения проблем или, хуже того, конфликтов в тех странах, которые будут являться источниками нефти и газа для турецкого транзита, неизбежно возникнут проблемы и в самой Турции», — заявил «Эксперту» старший эксперт консалтинговой компании F&N Consulting Надер Султан.

Это означает, что Турция будет крайне заинтересована в урегулировании текущих конфликтов и в предотвращении потенциальных. Проблема в том, что сама Турция ситуацию в соседних ст


Похожие записи:
  1. Компания, которую контролирует шейх Абу-Даби, завершает сделку по приобретению блокирующего пакета акций одного из крупнейших банков Казахстана
  2. Европейская экономика входит в период устойчивого подъема. К удивлению самих немцев, главным мотором европейского роста стала германская экономика
  3. Мировой финансовый кризис значительно меняет структуру немецкого банковского сектора. Немногие общественные банки переживут кризис
  4. В финал всеукраинского конкурса «Инновационный прорыв-2010» вышло восемнадцать проектов. Судьбу их авторов и возможность реализации идей 21 декабря определят инвесторы. Деньги смогут получить только пять счастливчиков
  5. В США уже больше месяца бастуют теле- и киносценаристы. Дальнейшее продолжение забастовки грозит миллионными убытками не только Голливуду, но и всему Лос-Анджелесу
  6. Директор Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского академик РАН Эрик Галимов считает, что в основе биологической эволюции лежит механизм ограничения свободы — именно он определил путь от неорганических соединений к человеку разумному и теперь ведет нас к концу всего живого
  7. Пойдя на слияние с Arcelor, владелец «Северстали» Алексей Мордашов получил шанс стать металлургом номер один в мире. Эта сделка, если ей суждено состояться, может обернуться кризисом для стальной империи Лакшми Миттала