За последние годы вкусы британцев претерпели радикальные изменения. Они стали пить меньше пива и больше кофе. Британские кофейни отвоевывают бизнес у пабов и баров

По итогам 2005 года британское подразделение глобальной сети кофеен Starbucks, как прогнозируют в компании, впервые в своей истории должно стать прибыльным. Американская Starbucks пришла в Британию еще в 1998 году, но выйти на окупаемость ей удалось только теперь. Во многом это произошло благодаря тому, что в последние годы британцы пьют все меньше пива, отдавая предпочтение кофе. Еще пять лет назад аналитики полагали, что британский рынок кофе насыщен и не имеет потенциала роста. Тем не менее все эти годы сектор рос почти на 10% в год - только сетевые кофейни увеличили продажи кофе с 4,5 до 6,25 млн чашек в неделю. Ожидается, что к концу 2008-го продажи вырастут до 7,5 млн чашек кофе в неделю. Это означает, что средний британец, включая грудных младенцев, каждую неделю будет выпивать 6,5 чашки кофе. Увеличение потребления кофе уже привело к заметным сдвигам в британской культуре. Если раньше традиционными местами встреч были пабы, где главными напитками являются пиво и сидр, то теперь все больше британцев, особенно молодых, в качестве мест общения выбирают кофейни. Пабы уже столкнулись с падением продаж (особенно пива и особенно в дневные часы), поэтому вынуждены продлевать часы работы - чтобы вечером подавать клиентам пиво и алкогольные напитки, а утром и днем предлагать им кофе и завтраки. Кофе наступает В конце 60-х британские кофейни были местом обитания богемы, которая таким образом пыталась дистанцироваться от простонародных пабов. Большинство кофеен принадлежали живущим в Британии французам и итальянцам, и концентрировались в Сохо и Ковент-Гардене - поближе к театрам. За пределами центрального Лондона кофеен практически не было, а в большинстве заведений общественного питания под кофе понимался растворимый напиток. Сегодня кофейни встречаются даже в небольших провинциальных городках, на улицах которых все чаще можно увидеть людей с бумажными стаканчиками с кофе на вынос. Согласно исследованию британской консалтинговой компании Allegra Strategies, в ближайшие три года число кофеен будет увеличиваться со скоростью 8,9% в год. Если в 2005-м продажи кофе через сетевые кофейни (Starbucks, Costa Coffee, Caffe Nero и Caffe Ritazza) превысили 2 млрд долларов, то к концу 2008-го их суммарный оборот достигнет 2,6 млрд долларов. Особенно популярными кофейни стали среди женщин, которые, согласно опросам, составляют около 60% их посетителей. "Традиционным местом встреч в Британии были пабы, причем необязательно вечером. Теперь многие люди предпочитают встречаться в кофейнях, где более приятная атмосфера, современный дизайн и спокойная музыка. Особенно популярны они среди молодежи и женщин - потому что безопаснее. В пабах всегда есть риск наткнуться на нетрезвых людей, с повышенным уровнем агрессии", - рассказала "Эксперту" преподаватель социологии лондонского City University Люси Палмер. В результате пабы постепенно превращаются в вечеpне-ночные заведения. Пивная оборона С 1997 года продажи пива в Великобритании сократились на 18%, а в пабах и того больше - на 23%. Многие британцы стали покупать пиво в магазинах и пить его дома. Чтобы защитить свои позиции, пабы пролоббировали изменения в британском законе о лицензировании (с 1914 года в Великобритании действовали строгие правила, ограничивавшие лицензии на продажу алкоголя после 23.00 и до 8.00). По новым правилам, вступившим в силу в ноябре 2005 года, питейные заведения могут продавать алкоголь хоть круглосуточно. Уже к середине января 2006-го около 1200 баров и пабов получили лицензии на круглосуточную работу, многие продлили часы работы (как вечерние, так и дневные). В дневное время пабы стали позиционировать себя как аналогичные кофейням заведения, предлагая посетителям кофе, закуски и десерты. Например, компания Mitchells & Butlers, владеющая сетью баров All Bar One, в начале декабря заявила, что продажи кофе в ее барах растут в три раза быстрее, чем пива. Однако основной элемент стратегии пабов - дольше работать вечером, чтобы компенсировать падение продаж алкогольных напитков днем. Видимо, под давлением кофеен пабы будут и дальше терять клиентов. "Все идет к более жесткой дифференциации между кофейнями и пабами. Первые займут доминирующее положение как дневные заведения, а вторые превратятся в вечерне-ночные и будут помогать своим конкурентам: чем дольше их посетители будут пить вечером, тем более вероятно, что утром они отправятся в кофейни за порцией эспрессо на вынос", - полагает Люси Палмер. Согласно исследованию Allegra Strategies, в ближайшие годы продажи кофе на вынос будут расти быстрее всего. Побеждают сети В Британии от кофейного бума больше всего выигрывают сети кофеен - доля рынка независимых кофеен медленно, но верно сокращается. Если в 2001 году сетевые кофейни занимали 25,8% рынка, то сегодня на них приходится более 30%. Более того, сетям уже принадлежат 70% торговых точек. "Сетевые кофейни чаще открываются в бойких местах: у станций метро и железной дороги, отделений банков. Часто на одном перекрестке размещаются две-три кофейни. Как это часто бывает с заведениями общепита, такая тактика ведет не к росту конкуренции, а эффекту агломерации - вместе они притягивают значительно больше посетителей, чем разрозненные кофейни", - сказал "Эксперту" британский бизнес-консультант и автор книги о международной экспансии Starbucks Джон Симмонс. Согласно прогнозу Allegra Strategies, к концу 2008 года на сетевые кофейни придутся 35% всех продаж кофе в стране. Осенью 2005-го европейское издание журнала BusinessWeek в числе 30 самых быстрорастущих компаний Европы назвало британскую сеть Caffe Nero. За последний год прибыль компании удвоилась. Капитализация выросла с 0,78 доллара за акцию в начале 2003 года до 4,42 доллара в начале 2006-го. Сейчас сеть работает только на британском рынке, однако в планах Caffe Nero в ближайшие несколько лет выйти на иностранные, прежде всего в Северную Европу (Швеция, Германия, Нидерланды) и на Ближний Восток (ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт). Другая британская сеть, Costa Coffee, являющаяся подразделением компании Whitbread, тоже начала расширяться за пределы своего основного рынка: уже открыты кофейни в Ирландии, на Кипре и Ближнем Востоке, а в августе прошлого года компания вышла на индийский рынок. Однако Costa Coffee не собирается забывать и о британском рынке. "Наш опыт показывает, что в небольших городах можно добиться успеха: рынок кофе в них не насыщен и потенциал роста остается высоким", - рассказал "Эксперту" Марк Филипс, региональный менеджер сети Costa Coffee. Крупнейшей сетью кофеен в Великобритании остается американская Starbucks - ей принадлежат 466 точек и 24,3% рынка. Компания Starbucks смогла обойти конкурентов исключительно благодаря агрессивной стратегии расширения. Для своих кофеен американцы скупали самые удобно расположенные помещения. Кроме того, Starbucks удалось заключить соглашения со многими британскими корпорациями, напpимеp, ее кофейни расположены внутри головных офисов многих банков в лондонском Сити, кофейня Starbucks есть рядом со столовой в штаб-квартире британской аптечной сети Boots в пригороде Ноттингема.


Похожие записи:
  1. Бум на китайском фондовом рынке грозит превратиться в «пузырь». Чтобы не допустить перегрева национального рынка акций, Китай будет постепенно стимулировать отток капитала на иностранные рынки и со временем
  2. В Украине разработан революционный метод ранней диагностики онкологических заболеваний. Он обещает значительно снизить смертность от различных форм рака
  3. Делайте великие дела, совершайте ошибки, проявляйте положительные эмоции, не идите на компромиссы, если хотите создать сильные бренды. Ибо все имеет значение, утверждает живая легенда брендинга Скотт Бедбери
  4. В марте 1945 года немцам удалось испытать ядерное устройство на нескольких сотнях заключенных концлагеря в районе Ордруфа. По мнению некоторых исследователей, Третий рейх был даже близок к созданию водородной бомбы
  5. Отечественные ученые придумали, как облегчить жизнь людей, страдающих сахарным диабетом, создав инсулин в виде таблеток. Эта разработка заняла второе место на организованном журналом «Эксперт Украина» Конкурсе инноваций
  6. Сегодня решается, в каком качестве будет участвовать наша страна в международном распределении труда через несколько лет — поставщика сырья либо экспортера инноваций и высоких технологий
  7. Скончался Питер Друкер — человек, который создал менеджмент