Тридцать пять лет назад стартовали продажи VHS-видеомагнитофонов

В конце 1940-х годов в Европе быстрыми темпами стало развиваться электронное телевидение. Однако перед вещателями возникла технологическая проблема: как избавиться от прямого эфира? Вывод напрашивался сам собой — с помощью аппарата для записи изображения и звука — видеомагнитофона. Но все попытки немцев, французов и англосаксов создать подобное устройство успешно провалились. Проблему разрешила команда русского инженера-эмигранта.

Аппарат его превосходительства

В 1917 году инженер, авиатор и связист Александр Понятов эмигрировал из России сначала в Китай, затем в США. В 1944-м он основал компанию Ampex (A.M.P. EXelence — «А. М. Понятов — Его превосходительство»), создавшую при поддержке шоумена Бинга Кросби первый в Америке магнитофон (Ampex-200, 1948 год).

В 1956-м Ampex начала продажи телевещательного видеомагнитофона VRX-1000. В его разработке участвовали стажеры Рей Долби, создатель многоканальных звуковых систем Dolby Surround/Dolby Digital, а также Чарльз Гинзбург — изобретатель поперечной видеозаписи и блока вращающихся головок. Кстати, самые титулованные инженеры компании Sony Нобутоши Кихара (создатель плеера Walkman и видеомагнитофона Betamax) и Масашико Моризоно (разработчик профессионального видео) тоже стажировались у Понятова.

Ampex VRX-1000 в пересчете на сегодняшняшние деньги стоил 500 тыс. долларов. Нужно было срочно удешевлять аппарат. Альтернативу нашли японцы.

Гениальный троечник

Соучредитель компании Victor (за пределами Японии — JVC) Кенджиро Такаянаги был самым обычным троечником. Но не тупицей. Начав в 1956 году разработку видеомагнитофона нового типа, он объединил усилия конкурентов — инженеры компаний Victor, Matsushita (Panasonic) и Toshiba работали сообща. В 1959-м команда представила первый в мире двухголовочный «видик» с наклонно-строчной записью. На основе этих работ Sony, JVC и Panasonic выпустили кассетный видеомагнитофон U-matic с 19-миллиметровой пленкой (3/4 дюйма), поступивший в продажу 7 июня 1969-го.

Первые U-matic были черно-белыми. Способность записывать цвет они обрели сорок лет назад, поэтому датой рождения видеокассетника считается 1971 год.

Бытовой видеомагнитофон с 12-миллиметровой (1/2 дюйма) пленкой появился в Европе в 1972-м. Это был Philips N1500 (формат VCR). Однако первые VCR при работе издавали много шума, а длительность воспроизведения не превышала 60 минут. В 1978 году был выпущен «трехчасовой» Philips N1702 с бесшумным мотором постоянного тока (формат VCR-LP), а в 1979-м — «пятичасовой» Grundig SVR4004 (формат SVR).

В том же году Grundig и Philips представили самый совершенный аналоговый бытовой формат Video2000 (V2000) с единственной в мире двухсторонней кассетой. Но к этому времени японцы заняли 96% мирового рынка.

Маркетинг и порнография

В 1973-м компания Sony, вдохновленная успехом U-matic, приступила к разработке бытового формата Betamax. Интерес к проекту подогревался готовностью стратегических рынков сбыта — Японии и США — поглотить несметное количество «видиков», в первую очередь ради «клубнички». Но если с разбогатевшей Америкой всё ясно, то причисление к этому списку небогатой Японии требует пояснений.

Сексуальные традиции японцев радикально отличаются от европейских. Достаточно вспомнить эротические комиксы хентай и манга. Однако на большом экране такое кино не крутили, а посещать порнокиноклубы было небезопасно для карьеры. Иное дело — домашнее видео.

К 1975 году Вторая исследовательская лаборатория компании Sony, которую возглавлял Нобутоши Кихара, далеко продвинулась на поприще домашнего видео. Годом ранее Sony предложила конкурентам сообща доводить прототипы Beta, из-за чего Matsushita прекратила работы над собственным форматом XV, а сотрудники департамента разработки видеотехники JVC стали лишними людьми. Не желая мириться с таким положением вещей, глава департамента JVC Судзио Такано втайне от руководства стал разрабатывать VHS.

Этим занимались всего четыре человека: Юума Сираиси (генератор идей), Хироюки Умэда (конструктор механики и кассеты) и Есихико Оота (тракт записи-воспроизведения). Особая роль в появлении VHS принадлежит бухгалтеру компании Осаме Оосонэ. Он придумал такой запутанный бизнес-план, что руководство сразу подписало документ.

Когда VHS-прототип был готов, Такано без санкции свыше показал его Кооносукэ Мацусите — основателю компании Matsushita. После этого видеомагнитофон был сдан в аренду конкурентам из Hitachi. Сравнив прототипы, крупнейшие японские производители электроники вошли в VHS-пул. К нему присоединились Akai, Nakamichi и Sharp, а также американская RCA и несколько европейских брендов.

В ответ Sony сформировала Beta-группу. В нее вошли Aiwa, NEC, Toshiba, Sanyo, Pioneer, Zenith и Marantz. Так началась битва форматов. На стороне Sony был технически более совершенный аппарат. У JVC — поддержка коллег и открытая для всех VHS-лицензия. Решающим фактором битвы форматов стала порнография. «Клубничные» студии поняли, что видео для них — Клондайк, поэтому консультанты предложили сдавать в аренду не только кассеты, но и видеомагнитофоны.

Beta-группа отказалась от сотрудничества с прокатчиками. К тому же Sony единолично совершенствовала формат, очень придирчиво выбирая лицензиатов. У конкурентов царили плюрализм и демократия. Каждый из участников пула привносил в VHS что-то новенькое: Akai придумала экранное меню, Panasonic — беспроводное дистанционное управление, Sharp — фронтальную загрузку кассеты и т. д. Наконец, VHS-пул пошел навстречу прокатчикам, которые получили бытовую и профессиональную видеотехнику на льготных условиях.

По данным британского аналитика видеорынка Марка Р. Леви, 75% проданных в 1978–1979 годах студийно записанных видеокассет маркировалось как эротика или порно, причем подавляющее большинство таких кассет относилось к формату VHS.

Вывод: судьбу одного из величайших изобретений XX века решили непокорный начальник департамента, открытый маркетинг, изворотливый бухгалтер и тяга к порнографии.

Бушидо в бизнесе

Если сложить выпущенные в мире VHS-магнитофоны в одну стопку, ее высота составит 200 тыс. километров — половину расстояния от Земли до Луны

В январе 1988-го Sony анонсировала линейку VHS-магнитофонов, признав поражение в битве форматов. В любой стране мира это могло бы стать началом конца, но не в Японии! Признав выдающуюся роль Sony в области видео и телевидения, участники VHS-пула на несколько лет негласно отдали сегмент профессионального видео проигравшей стороне. Это позволило компании вернуть затраченные на разработку Betamax деньги, а также заполнить телестудии мира профессиональными камерами и магнитофонами формата Betacam.

После победы VHS на бытовом рынке появилось два новых формата кассет: Video 8 (Sony, 1985) и DV (консорциум производителей, 1996). Оба предназначались для мини-камер и редко использовались в стационарных бытовых аппаратах. К тому же после триумфального шествия CD производители обратили свои взоры на видеодиски, которые были созданы еще в 1927 году. Но это уже совсем другая история.




Похожие записи:
  1. Украина обладает большим научным потенциалом и достаточными средствами для его реализации. Главной помехой остается выстроенная по советскому образцу Национальная академия наук
  2. Тридцать пять лет назад стартовали продажи VHS-видеомагнитофонов
  3. Великоритания перестает быть страной низких налогов. Однако при этом не становится государством с развитой
  4. Работодатели хотят помочь университетам адаптироваться к требованиям рынка труда. Ответные шаги должны сделать вузы и государство
  5. Украинский бизнес предъявляет большой спрос на отечественные инновационные разработки.
  6. Долгое время развитие газовой энергетики считалось в Европе, и в частности в Германии, наилучшим способом решения энергетических проблем. Теперь здесь озаботились тем, как решить проблему зависимости от газа
  7. Европейцы массово покидают американский фондовый рынок. Из-за чрезмерных требований к акционерным компаниям в США они переводят регистрацию бумаг на национальные фондовые рынки