За десять лет мобильная связь перестала ассоциироваться с роскошью и стала массовой услугой. Операторы ожидают, что в ближайшее время подобное произойдет и с Интернетом

Малиновый пиджак, золотая цепь, крутой автомобиль, толстая барсетка и «труба» — неизменные атрибуты «новых русских» в конце прошлого века. Тогда ежемесячная абонентская плата за сотовый телефон составляла не менее сотни долларов, и «мобила» для них была одним из предметов, подчеркивающих статус. Если столичные бизнесмены старались обзавестись «десяткой» (спецсистема правительственной связи), чтобы продемонстрировать свою близость к властным структурам, то в некоторых регионах ту же функцию выполняла связь мобильная. За десять с небольшим лет услуга из элитной стала массовой в самом прямом смысле слова.

Смена лидера

К концу 1999 года в нашей стране численность абонентов мобильной связи не превышала 300 тыс. человек, причем две трети пользователей обслуживал безоговорочный лидер компания «Украинская мобильная связь» (УМС). Но уже тогда в конкуренцию с ней вступил «Киевстар» — молодой, но с большими амбициями.

Одновременно с «Киевстаром» в 1997-м стартовали еще пять операторов мобильной связи, однако только он продолжал строительство сети в кризисные 1998–1999 годы. Благодаря этому в 2000-м «Киевстар» смог увеличить численность своих абонентов почти в шесть раз, а в следующем, 2001 году — обогнать по этому показателю УМС (1,15 млн против одного миллиона пользователей). Столь быстрый рост абонентской базы был вызван стремительным падением стоимости услуг.

Еще одним катализатором развития рынка стала отмена платы за входящие звонки в сентябре 2003-го. Уже в 2004-м мобильных телефонов в Украине было больше, чем стационарных, а доходы от мобильной связи впервые превысили доходы операторов привычной телефонии.

Новый импульс конкурентной борьбе придал выход на украинский рынок в 2005 году компании «Астелит» (ТМ Life:), контрольный пакет принадлежит турецкой Turkcell) и российского «Вымпелкома» (ТМ Beeline). Уже к началу 2007-го численность абонентов мобильной связи превысила количество жителей в стране — некоторые граждане пользуются несколькими мобильными телефонами.

Операторы старались предложить свои услуги всё новым слоям населения. Были разработаны специальные тарифы для студентов и школьников (SMS пришли на смену шпаргалкам). Для донетчан и крымчан. Для украинцев в Италии и для иностранцев, которые приехали к нам на Евровидение. Для глухих (общаться с помощью SMS), для членов Союза журналистов, для представителей сетевого маркетинга. Дошло до того, что «Киевстар» под торговой маркой «Мобилыч» предложил специальные тарифы для людей старшего поколения. Правда, ажиотажным спросом эти пакеты не пользовались. Кому приятно считать себя старым?

Появление дешевой мобильной связи привело к тому, что доля стационарной телефонии в суммарных доходах операторов связи уменьшилась с 80% в 2000 году до 20% в 2008-м. Сократилась и часть телекоммуникационного рынка, занимаемая «Укртелекомом». Это негативно сказалось на перспективах приватизации монополиста, разговоры о которой продолжались на протяжении всех прошедших десяти лет. В 2002 году в ходе льготной подписки сотрудники «Укртелекома» выкупили 7,14% акций предприятия. Вначале предполагалось 42,86% акций выставить на продажу сразу после льготной подписки, однако проведение конкурса неоднократно откладывалось.

«Укртелеком» по-прежнему может быть интересен инвесторам. Он владеет крупнейшей в Украине междугородней телекоммуникационной сетью, основанной на волоконно-оптических линиях связи (ВОЛС). Они позволяют передавать значительные объемы информации. В таких услугах особенно заинтересованы крупные компании, например, банки и сетевой ритейл.

Есть потенциал и у проводной связи. Эти услуги еще долго будут востребованы корпоративными абонентами, которым нужна высокая надежность связи.

Политики, выступавшие против продажи «Укртелекома», заявляли, что такую прибыльную компанию продавать нельзя. И предприятие действительно вплоть до 2007 года получало прибыль, хотя она постоянно падала.

Мобильный «Укртелеком»

Чтобы повысить инвестиционную привлекательность компании, правительство решило расширить ассортимент услуг предприятия за счет мобильной связи. «Укртелеком» до 2002 года владел контрольной долей в УМС. Но тогда было принято решение продавать мобильного оператора отдельно от «Укртелекома». Продажа прошла в два этапа: на первом российская группа МТС приобрела 57,66% УМС, в том числе 25% — у «Укртелекома». Одновременно покупатель заключил договор опциона о покупке оставшихся долей: 16,33% у датской TDC (без фиксации цены) и 26% — у украинского монополиста (с фиксацией цены). Опционы были реализованы в середине 2003-го, причем TDC получила за свою долю 91,7 млн долларов, а «Укртелеком» — 87,6 млн долларов. Если бы опцион был заключен без фиксации цены, то стоимость доли «Укртелекома» составила бы 146 млн долларов. Поэтому данную сделку называют одной из наиболее сомнительных в украинской истории приватизации.

В соответствии с решением правительства всю вырученную сумму «Укртелеком» перечислил в бюджет страны. Западные аудиторы, ежегодно проверяющие финансовую отчетность украинского предприятия, этим фактом были поставлены в тупик. Ведь «Укртелеком» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, к тому же часть его акций (7,14%) на тот момент принадлежала частным акционерам. Между тем собрание акционеров не рассматривало вопрос о перечислении полученных средств. Много вопросов возникло и у отечественной налоговой службы, на протяжении нескольких лет пытавшейся получить налог на прибыль от суммы, которую получило предприятие от продажи УМС.

В 2005 году «Укртелеком» вновь получил лицензию на мобильную связь, причем без тендера. Чиновники полагали, что, развернув сеть в наиболее передовом стандарте UMTS (разновидность мобильной связи третьего поколения), компания сможет занять к 2010-му 30% этого рынка. Мнение скептиков игнорировалось. Еще четыре года назад «Эксперт» писал, что инвестируя в создание сети мобильной связи, «Укртелеком» ухудшит свои финансовые показатели в следующие два года (см. №45 (48) от 28 ноября 2005 года). Так и вышло. Первый звонок в сети компании прозвучал в ноябре 2007-го. Уже в 2008-м оператор имел убыток более 1,5 млрд гривен. В результате «Укртелеком», обслуживая менее одного процента мобильных пользователей, так и не стал заметным игроком на этом рынке. А Украина не получила средств ни от приватизации оператора (предположительно до четырех миллиардов долларов по состоянию на 2007-й), ни от торговли лицензиями на мобильную связь третьего поколения. Продажа четырех таких разрешений в 2009 году на тендере могла бы принести бюджету более двух миллиардов гривен. Одна из причин, по которой тендеры до сих пор не проведены, — оттягивание чиновниками выдачи разрешений в ожидании скорой продажи «Укртелекома».

Гонка за новыми G

Казалось бы, мечта операторов мобильной связи была осуществлена еще в 2007 году — у каждого жителя страны в руках по мобильному телефону, а то и по два. Но остановиться на достигнутом участники телекоммуникационного рынка не могут. Им необходимо развиваться — ведь того требуют инвесторы. Это вынуждает операторов искать новые способы заработка. Среди абонентов большой популярностью пользуются короткие текстовые сообщения (SMS), а вот мультимедийные сообщения (MMS) ажиотажа не вызвали. Не приносят больших доходов и контент-услуги. Сейчас сообщения дают операторам мобильной связи до восьми процентов от суммарных доходов, доля контент-услуг — в три раза меньше.

Большие надежды мобильщики возлагали на видеозвонки. Собственно, для них и были построены сети 3G. Многие операторы Европы (в том числе и «Укртелеком») пытались сделать видеосвязь основной услугой в сетях третьего поколения. Но промахнулись. И дело не только в том, что прикладывать телефон к уху удобнее, чем держать его перед собой. Видеозвонки нарушают приватность абонента. Они наверняка займут свою нишу на рынке — например, если необходима зрительная верификация собеседника. Но рассчитывать, что они принесут большие доходы, не приходится.

Потерпев неудачу с видео, операторы стали искать другую услугу, которая была бы способна возродить спрос на связь третьего поколения. На ее место сейчас претендует беспроводной доступ в Интернет.

Используемая лидерами украинского мобильного рынка технология GSM не может обеспечить полноценную работу в Сети. Абонентам, желающим смотреть фильмы или телепередачи, потребуется 3G. Четвертое поколение предоставляет еще большую скорость, сравнимую со скоростью проводного широкополосного доступа в Интернет (ШПД).

Спрос на быструю беспроводную передачу данных в стране пока удовлетворяют «Укртелеком» и несколько операторов стандарта CDMA. Численность абонентов в этих сетях не превышает двух процентов от общего количества пользователей мобильной связи. Возможно потому, что 3G-телефоны и модемы стоят дорого (от тысячи гривен), а работают только в больших городах. Крупные украинские операторы стандарта GSM («Киевстар», УМС, «Астелит») хотят получить лицензии на UMTS, а среди их абонентов каждый десятый уже имеет телефон, способный работать в сети такого стандарта. Эта опция присутствует в большинстве новых GSM-телефонов дороже 100 долларов. Уже через год UMTS появится и в аппаратах подешевле, а в GSM-телефоны будет постепенно проникать совместимость с сетью LTE (формат мобильной связи четвертого поколения).

Впрочем, операторы вряд ли смогут рассчитывать на большую популярность беспроводного доступа. Мобильная связь дороже широкополосного доступа и уступает ему по пропускной способности. Вероятно, эта технология станет нишевой: абонент с ее помощью будет заходить в Сеть в дороге, во время командировок или на даче. А домашний компьютер будет подключен к проводному Интернету.

Зачем нужны провода

Столкнувшись с оттоком абонентов, «Укртелеком» и другие компании стационарной связи стали предлагать новые услуги — в первую очередь проводной доступ к Сети. Еще в 2000 году «Укртелеком» начал предоставлять услуги коммутированного доступа индивидуальным пользователям (ранее эту услугу продавали исключительно небольшие специализированные предприятия — интернет-провайдеры, которых в стране насчитывается уже более четырехсот). Дабы набрать пользователей, «Укртелеком» активно снижал цены. В ответ частные провайдеры в 2000-м создали национальную точку обмена интернет-трафиком UA-IX, тем самым значительно уменьшив себестоимость предоставляемых услуг. Тем не менее, по данным исследовательской компании UMG, уже в 2001 году «Укртелеком» стал лидером на этом рынке.

С 2002-го начинает развиваться широкополосный доступ в Интернет. Пионерами на этом рынке становятся «Укртелеком» и киевский оператор кабельного телевидения «Воля». К концу 2004 года в стране насчитывалось всего 100 тыс. абонентов ШПД, а в 2006-м — уже 420 тысяч.

Если до 2004-го основными потребителями услуг доступа в Интернет становились организации, то период 2004–2008 годов характеризуется быстрым ростом доходов у провайдеров, нацеленных на массовый рынок, и некоторым застоем на рынке корпоративном. Тем не менее именно корпоративный рынок вплоть до конца минувшего года приносил операторам бОльшую выручку. И теперь этим рынком заинтересовались операторы мобильной связи.

Их интерес легко объясним: ведь ШПД — единственная услуга, доходы от которой растут во время нынешнего кризиса. Президент «Киевстара» Игорь Литовченко уверен, что численность пользователей этой услуги будет расти теми же темпами, что и количество абонентов мобильной связи несколько лет назад. Возможно, в 2010-м можно будет ожидать увеличения числа абонентов примерно вдвое (сейчас их около двух миллионов), но затем рынок приблизится к насыщению. Дело в том, что пользователем проводной связи является не человек, а домохозяйство (семья). Следовательно, максимальная численность пользователей-частников —


Похожие записи:
  1. Можно ли заработать серьезные деньги на «втором Интернете» – пока непонятно, но венчурные инвесторы вкладывают в него приличные суммы, и это сигнал для рынка
  2. Нобелевская премия по экономике за 2007 год стала пятой в истории, присужденной за исследования в области теории игр и принятия решений
  3. Во всяком, особенно конфликтном, взаимодействии принципиально важную роль играет не только обладание каждой из сторон той или иной информацией, но и представление об информации, доступной сопернику. Сорок пять лет назад этот вывод и его приложения были революционными, что и принесло сегодня его авторам Нобелевскую премию в области экономики
  4. Долгое время развитие газовой энергетики считалось в Европе, и в частности в Германии, наилучшим способом решения энергетических проблем. Теперь здесь озаботились тем, как решить проблему зависимости от газа
  5. Переход к маркетинговой концепции простого использования техники заметно укрепил позиции корпорации Philips
  6. Усилия ученых по расшифровке генома и исследованию генов, ответственных за рак,позволяют рассчитывать на создание целого ряда препаратов, которые при индивидуальной терапии позволят продлевать жизнь на десятки лет
  7. Впервые за четырехлетнюю историю Конкурса инноваций российского журнала «Эксперт» в число лауреатов вошел украинский Приватбанк