Украина имеет все предпосылки для бурного развития информационных технологий и построения динамичного эффективного информационного общества. Чтобы реализовать их, нужны политическая воля и сотрудничество власти, бизнеса и науки

Обнародованный на минувшей неделе Указ президента Украины "О первоочередных задачах по внедрению новейших информационных технологий" определил одним из приоритетов государственной политики создание в стране информационного общества (ИО). Правительству поручено сформировать национальную стратегию развития ИО и разработать план ее реализации. Эту стратегию Украина должна будет представить через две недели на международном саммите Организации Объединенных Наций в Тунисе - такое обязательство наше государство взяло на себя еще в 2003 году. Однако в лучшем случае украинская сторона сможет продемонстрировать на мероприятии президентский указ. За две недели вряд ли удастся разработать национальную стратегию (даже с учетом того, что у отечественных общественных организаций уже есть проект такого документа) и согласовать ее со всеми заинтересованными ведомствами. Более того, находится под вопросом само участие Украины в тунисском саммите. Еще в апреле общественный фонд "Информационное общество Украины" предложил Cекретариату президента и правительству обсудить материальные вопросы представления страны в Тунисе, однако ответов не получил. Фонд имел в своем распоряжении зарезервированное место для выставочного стенда на период саммита и собирался использовать эту возможность для привлечения внимания международной общественности к Украине. Заявку на участие в мероприятии украинское правительство отправило в самый последний момент - после того как фонд обратился с открытым письмом к президенту. Тем не менее важность указа очевидна: впервые за годы независимости руководство страны заинтересовалось проблемами построения информационного общества. Развитые государства уже больше десяти лет реализуют концепцию ИО - на международных встречах главы государств обсуждают, не как развивать, а как получить наибольший эффект от формирования информационного общества. Для руководства Украины эта концепция является новинкой. Под ИО сейчас понимается развитие страны в целом, поскольку в развитых странах информационные технологии давно буквально пронизывают все сферы жизни. Многие социологи называют наше время эпохой информационной, в отличие от предыдущей - индустриальной. Без развитой системы информации и коммуникаций в современном мире немыслима ни экономическая, ни политическая, ни культурная деятельность. На протяжении последних четырех лет украинские компании, работающие в инфотелекоммуникацинной сфере, пытались привлечь внимание первых лиц государства к необходимости развития в стране ИО. Инициатива, исходившая от бизнесменов, была поддержана профильными ассоциациями и общественными организациями и только теперь - государством. Первый шаг оно, пусть с опозданием, но сделало. О том, какими должны быть дальнейшие шаги, необходимые для развития информационного общества, "Эксперту" рассказал президент фонда "Информационное общество Украины", один из инициаторов общественного обсуждения перспектив развития ИО в нашей стране Андрей Колодюк. - До сих пор общественные организации говорили о невнимании государства к проблемам информационного общества и, следовательно, невозможности развития страны. Указ президента меняет ситуацию? - В указе президента в основном говорится не об информационном обществе, а о таком его аспекте, как информатизация. То есть речь идет о закупке техники и программного обеспечения для государственных органов из госбюджета. Без сомнения, государство должно обеспечить эффективную работу органов власти, в том числе через Интернет. В указе предполагаются действия по созданию "Электронного правительства" (предоставление гражданам и организациям государственных услуг через Интернет, например, налоговых отчетов или различных справок. - "Эксперт"). Однако информатизация - важный, но далеко не единственный аспект развития информационного общества, она всегда рассматривалась как отдельная отрасль или сфера. Я предполагаю, что в правительстве над выполнением этого указа будут работать только министр транспорта и связи и министр финансов. Но эта тема должна затрагивать все министерства: развитие информационного общества важно и для образования, и для науки, и для культуры, и для промышленности. - Что вы подразумеваете под термином информационное общество? - Суть в том, что самым главным ресурсом развития общества являются люди, их интеллектуальные, творческие, духовные способности. Сегодня самый ограниченный и самый дорогой ресурс - знания и компетенции. Задача общества - создать условия для реализации потенциала каждого человека с помощью информации, знаний, информационно-коммуникационных технологий. Самореализация каждого в экономической сфере делает государство конкурентоспособным. Не менее важно обеспечить условия для реализации человеческого потенциала в культурной или духовной сфере. В мире существуют индексы ИО, из которых только половина характеризует экономику страны. Создание информационного общества ведет к развитию не только экономических, но и социальных отношений: к уменьшению безработицы, преодолению бедности, улучшению образования, доступности медицинских услуг и повышению их качества. Часто ИО отождествляют с одним из его элементов, например, с информатизацией (как в указе президента) или с офшорным программированием. Но это очень узкий подход. Например, Индия является мировым лидером в производстве программного обеспечения, тем не менее в этой стране не решены многие другие проблемы, она слабо использует информационные технологии для повышения качества жизни населения. Лидером по индексу развития ИО является Финляндия. Для этой страны информационное общество - не только название программы финского правительства, которая была принята еще в 1995 году, это национальная идея. В основу этой идеи они заложили новую самоидентификацию и определили свое место в глобальном обществе. Не случайно сейчас экономика Финляндии является первой по индексу конкурентоспособности. Эта страна интересна в первую очередь тем, что она ментально и исторически близка Украине. Она хочет передать нам свой опыт и готова к сотрудничеству. ИО состоит из многих компонентов, и каждая страна может реализовать свою стратегию с учетом собственной культуры, истории, возможностей и ресурсов. - Интернет часто называют основным фактором развития информационного общества. Вы же говорите о национальной идее. Что первично? - Развитие информационного общества - процесс комплексный. Если развить Интернет и телекоммуникационную инфраструктуру, но в ней не будет содержимого - эта инфраструктура пропадет зря. Я думаю, что у нас в стране развитие инфраструктуры опережает потребности в ней. Например, уже сейчас в Украине есть все необходимое для реализации концепции электронного управления, а "Электронного правительства" пока нет. ИО - комплексное понятие, в котором экономика, наука и культура являются взаимодополняющими факторами, а основной успех связан с синергией всех составляющих. Потому, думаю, первична консолидация государства, бизнеса, общества, СМИ вокруг идеи ИО при поддержке широких слоев населения. В 1996 году в Ирландии перед тем как реализовать реформы, государство, бизнес и общественные организации провели большую просветительскую кампанию, объясняя гражданам предстоящие изменения. Через год, когда развитие ИО поддерживали две трети населения, они начали реформы. В этом процессе каждый играет свою роль: бизнес инвестирует, гражданское общество наполняет смыслом, задача государства - подтолкнуть процесс, затем оно выполняет роль садовника. Государство - ни в коем случае не строитель. Оно должно создавать условия для развития бизнеса, гражданского общества, СМИ. Его задача - обеспечить равные права всех граждан на доступ к информации и знаниям. Однако самостоятельно решить эту задачу государство не сможет, ее необходимо решать вместе с бизнесом и общественными организациями. Государство не может сформировать инфраструктуру ИО, но оно может предоставить условия для развития бизнеса, который создаст все необходимое. Для создания ИО в обществе должен быть социальный заказ на те изменения, которые ведут к его развитию. И такой социальный заказ в Украине уже сформировался. - И все же в Украине перспективы информационных технологий обсуждаются чаще, чем другие аспекты информационного общества. С чем это связано? - Дело в том, что общественные организации и представители бизнеса, работающие в отрасли связи и секторе информационных технологий, смогли объединиться и инициировать общественную дискуссию. Они разработали доклад "О неотложных мерах по развитию информационного общества в Украине", в котором перечислили конкретные действия, необходимые для развития экономических аспектов информационного общества. Однако не менее важными являются социальные или культурные аспекты. - Какие потенциальные точки роста ИО в нашей стране вы видите? - Мы слабо используем наши возможности культурно-информационной экспансии. После оранжевой революции в мире резко возрос и сохраняется интерес к Украине. Наши кинематограф и музыка могут удовлетворить этот интерес. Главное, нам есть что предложить миру. Преимущества месторасположения Украины не в том, что по нашей земле проходит трубопровод, а в том, что мы находимся между двумя цивилизациями. Многие говорят об углубляющемся расколе между Западом и Востоком. Украина может стать инициатором диалога. Мы должны стать площадкой для проведения форумов между цивилизациями, между культурами и народами. В Украине пока не функционирует инновационная система. Связка наука-технология-производство у нас не работает. В результате идеи наших ученых и конструкторов не доходят до практического применения. Поэтому для нас важно создание кластеров, в которых в одну экосистему были бы объединены образование, наука и бизнес. В мире существует около 250 таких кластеров, наиболее известный из них - так называемая силиконовая долина на западе США. В Украине таких примеров пока нет. Создание этих экосистем может кардинально улучшить имидж страны, в том числе и инвестиционный. Государственная политика должна быть направлена на помощь компаниям, создающим такие кластеры. В указе президента правительству поручено содействовать созданию бизнес-инкубаторов и технополисов, в их развитии мы пока отстаем от России и Китая. - Говоря о Финляндии, нельзя обойти вниманием компанию Nokia. Есть ли в Украине подобные перспективные предприятия, которые смогли бы стать локомотивом внедрения информационной идеологии? - Это миф, что своим благополучием Финляндия обязана компании Nokia. В действительности эта компания участвовала в построении инновационной системы, которая стала плацдармом для финских компаний на мировом рынке и ядром в построении экосистемы. Но развитие информационного общества шло независимо от Nokia. В Украине около двух десятков подобных компаний, и каждая из них может стать ядром своей экосистемы и в перспективе быть не менее успешной, чем финский концерн. Именно поэтому я с уверенностью говорю, что в построении инновационной системы у нас уже есть на чем базироваться. - Фонд "Информационное общество Украины" существует с 2001 года. Выполнил ли он поставленные задачи? - Основная цель фонда - осуществить политику формирования информационного общества, продемонстрировать его возможности, реализовать различные проекты, которые раскрывали бы его суть и привлекли бы внимание политиков, предпринимателей, ученых, педагогов, журналистов, всех людей, от которых зависит развитие общества. В основном этой цели достичь удалось, хотя ожидания были несколько большими. Фонду не удалось достучаться до главных политических игроков. Если бы они прислушались к идее ИО, уже сейчас были бы видны позитивные изменения в качестве жизни. Сегодня стало очевидным, что эти идеи должен продвигать не фонд, а участник политического процесса, поэтому мы организовали партию "Информационная Украина". Однако фонд будет продолжать свою работу. Задача партии - убедить другие политические силы в перспективности такого развития Украины, поддержать десятки других общественных орг


Похожие записи:
  1. За минувший год пятьдесят самых высокооплачиваемых менеджеров финансовых корпораций на развитых рынках в форме зарплат и премий получили свыше полумиллиарда долларов США
  2. Новый урбанизм -- это пять минут ходьбы от дома до магазина, офиса, ресторана, детской площадки или остановки. Город превращается в систему самоценных общин, оптимально вписанных в существующий ландшафт, и обращается ко всем, к кому он до сих пор был равнодушен
  3. Национальный банк Беларуси даже после девальвации «зайчика» отказывается выходить с интервенциями на рынок наличного доллара, поэтому в обменных пунктах купить иностранную валюту очень сложно
  4. Либерализация воздушного сообщения между США и Евросоюзом приведет к значительному росту конкуренции на трансатлантических рейсах. Авиакомпаниям придется консолидироваться, а потребители ждут снижения цен на билеты
  5. Украинские ученые придумали, как повысить эффективность лечения туберкулеза и рака. Однако для того чтобы врачи начали использовать новый препарат, необходимы миллионы инвестиций и годы клинических испытаний
  6. В Женеве запустили одну из самых раскрученных и дорогих экспериментальных физических установок — Большой адронный коллайдер. Благодаря ему человечество узнает, как устроен мир
  7. Ученые доказали возможность создания новых материалов, способных сделать невидимым практически любой предмет. Дальнейшие исследования активно финансируются военными