Эпоха тотальных коммуникаций бросила вызов безоговорочному лидерству Microsoft в сфере программного обеспечения. Корпорация прилагает все силы, чтобы сохранить статус лидера и на десктопах пользователей, и в Интернете

В первые за тринадцать лет статус самого богатого в мире человека не принадлежит Биллу Гейтсу. В рейтинге Forbes 2008 года основатель империи Microsoft занимает третье место. Буквально в момент составления рейтинга акции Microsoft подешевели на 20% — так рынок отреагировал на предложение корпорации приобрести поисковую сеть Yahoo! для укрепления своих позиций в Интернете. Если бы Билл Гейтс вовремя разглядел перспективы рынка коммуникаций, компания, скорее всего, не нуждалась бы в покупке чужого портала. Стать лидером на рынке программного обеспечения для онлайновых коммуникаций — главная цель Microsoft, которая воплотилась в новой стратегии Software+Service (программное обеспечение как услуга).

У корпорации Microsoft есть мотив максимально напрячь силы, поскольку уже в ближайшие пару лет доходы от поискового сервиса Google сравняются с доходами от легендарной операционной системы Windows

Предпосылки к изменению стратегии складывались несколько лет. К середине 2000-х стало понятно: миллиарды долларов, зарабатываемые на коммуникациях, проходят мимо Microsoft. Сферу онлайновой рекламы стремительно монополизировала корпорация Google, в унифицированных коммуникациях первенство держала компания Cisco Systems, корпоративные коммуникации поделили SAP и Oracle. Все чаще конкуренцию основной продукции составляли бесплатные открытые приложения. Браузер Firefox, запущенный в 2004 году, за четыре года сумел завоевать почти пятую часть рынка и стал по популярности вторым после Internet Explorer в мире. Параллельно набирало силу движение за «свободный офис» (OpenOffice.org), бесплатный аналог пакета Microsoft Office. По информации самих разработчиков, сейчас количество скачиваний OpenOffice уже приближается к ста миллионам. И хотя в краткосрочной перспективе это мало влияет на доходы Microsoft (за исключением 2004-го, в последние семь лет темпы их роста превышают десять процентов), будущее корпорации уже не выглядит столь монолитным.

Скорости, с которой компания ринулась завоевывать новые рынки, можно только позавидовать. За три последних года программисты из Редмонда выбросили на IT-рынок десятки продуктов, которые можно рассортировать по трем сегментам: системы управления данными, молодой рынок унифицированных коммуникаций (решений, позволяющих связать и синхронизировать все корпоративные и личные каналы связи пользователей) и онлайновый бизнес, включающий онлайновые приложения. Для «догоняющего развития» корпорация выбрала единственный возможный вариант — массовую скупку небольших компаний, занимающихся разработкой продуктов в интересующих Microsoft сегментах. За последние три года редмондский гигант приобрел 46 фирм, из них более половины занимаются разработками в сфере онлайнового бизнеса и виртуализации. В предыдущие три года корпорация купила всего 16 фирм. В результате стремительной экспансии она моментально обросла конкурентами, по силе мало чем уступающими Microsoft. Противостояние «Майкрософт против мира» переросло в битву с титанами.

Альянс за круглым столом

Самым мирным и неосязаемым стало завоевание рынка унифицированных коммуникаций, перспективы которого расширялись вместе с технологическим прогрессом. Согласно исследованию компании IDC, сейчас 52% пользователей применяют в работе не менее четырех пользовательских устройств и шести прикладных программ, таких как системы обмена мгновенными сообщениями, конференцсвязь или социальные сети. С ростом уровня «подключенности» пользователей потребность соединить и синхронизировать, то есть унифицировать, все каналы связи становится все более насущной. Рынок унифицированных коммуникаций в прошлом году превысил 20 млрд долларов и, по прогнозам исследовательской компании In-Stat, через пять лет достигнет 48,7 мллрд. Это примерно столько, сколько сейчас Microsoft зарабатывает в год.

Конкуренция за полсотни миллиардов началась пять лет назад. В это время специалисты из редмондской корпорации представили Microsoft Communication Server (решение для обмена мгновенными сообщениями, проведения аудио-, видео- и вебконференций) и приложение для корпоративных коммуникаций Microsoft Exchange. Через год была готова платформа Speech Server, умеющая распознавать и синтезировать речь. К 2006-му компания Microsoft сформировала полную линейку приложений для унифицированных коммуникаций и обратила внимание на оборудование. Она заключает альянс с одним из ведущих производителей сетевого оборудования Nortel, что позволило конкурировать с лидером рынка Cisco Systems. В середине прошлого года корпорация Microsoft выпустила устройство для видеоконференций «Круглый стол» (Round Table), позволяющее общаться на больших расстояниях с эффектом физического присутствия. Идея почти полностью повторяла решение, которое годом ранее представила компания Cisco Systems. Но если ее Cisco Telepresence было рассчитано на крупные корпорации (цена — 60–250 тыс. долларов в зависимости от комплектации), то компания Microsoft сделала упор на бизнес меньшего масштаба, предложив возможность видеоконференции всего за несколько тысяч долларов. Кроме того, компания обновила свою линейку продуктов, образующих платформу Microsoft Unified Communications, сделав их онлайновыми.

Агрессивная политика принесла неожиданные для такого короткого периода плоды. Согласно классификации Gartner, определяющей позиции компаний на рынке унифицированных коммуникаций, альянс Microsoft—Nortel в 2007 году вышел в лидеры рынка, а такие признанные игроки, как IBM и Cisco попали в разряд «кандидатов в лидеры». Более того, в альянсе с Nortel можно было позволить себе не ограничиваться только софтом. В нынешнем году партнеры выпустили IP-телефоны, адаптированные под продукты Microsoft. Этим они явно взбудоражили своих конкурентов: в марте компания IBM объявила о намерении инвестировать в унифицированные коммуникации миллиард долларов, чтобы догнать Microsoft на быстрорастущем рынке.

Такой же стремительной оказалась экспансия на рынке систем бизнес-аналитики (BI). Хотя корпорация зашла на рынок относительно поздно, когда он был уже поделен между основными игроками (SAP, Oracle и др.), гибкая ценовая политика и идеальная совместимость с другими приложениями Microsoft оказались оптимальными для средних предприятий, чья информационная инфраструктура построена на платформе Microsoft. По итогам 2006 года компания вошла в пятерку ведущих игроков рынка. Доля рынка, правда, была для нее, как софтверного гиганта, непривычно маленькой — всего 6,7%, зато Microsoft стала самой быстрорастущей компанией среди первой десятки поставщиков. Продажи увеличились на четверть, что более чем вдвое превышало среднерыночный темп роста. Согласно классификации Gartner, на начало этого года корпорация Microsoft наряду с Oracle уже находилась в лидерах рынка. Тенденции в сегменте играют ей на руку. По прогнозам Gartner, менее чем через год четыре лидера — SAP, Oracle, IBM и Microsoft — будут контролировать две трети рынка. Если учесть, что динамика роста редмондской компании опережает рост остальной тройки вдвое, у корпорации неплохие шансы увеличить свою рыночную долю, поскольку, по прогнозам, к 2011-му рынок бизнес-аналитики достигнет семи миллиардов долларов.

Google наступает

Намечающаяся онлайн-стратегия Microsoft должна была продолжиться на интернетрынке. В 2000-х Интернет радикально изменили две вещи. Набирала мощь концепция Web 2.0, подразумевающая, что теперь Всемирная сеть не является поставщиком информации и решений от производителей, но становится платформой, на базе которой пользователи самостоятельно создают и изменяют контент. Такие бесплатные «народные» сайты, как Википедия и социальные сети, стали бить рекорды по популярности. Изменения в восприятии Интернета наложили свой отпечаток на ведение бизнеса: теперь доходы от продажи информации и продуктов пользователям должны были смениться доходами от онлайновой рекламы.

Как раз в это время Стив Балмер, в отличие от Билла Гейтса уверенный в потенциале Интернета, занял пост главы корпорации и активно взялся завоевывать веб-сети. В 1998 году корпорация Microsoft обновила свой интернет-портал MSN и запустила собственную поисковую сеть MSN Search, которая стала конкурировать с успешными тогда поисковиками Yahoo! и AOL. Той же осенью на рынок вышла компания Google со своей версией поисковой системы.

Семь лет работы показали: Microsoft явно проигрывает борьбу за деньги «в облаках» (с недавнего времени понятием cloud, что с английского переводится как «облако», стали именовать программное обеспечение, предназначенное для работы в Интернете). К 2003-му компания смогла занять всего 9,4% поискового рынка. Между тем два студентаСтэндфордского университета Сергей Брин и Ларри Пейдж показали IT-гиганту, как нужно делать деньги в Интернете. За пять лет доля их детища Google достигла 56%. Дальше больше — к 2007 году разрыв составлял 73% против 6,7%. Используя монопольное положение, компания Google одно за другим выпустила различные веб-приложения — от почты до виртуальных географических карт, полностью покрывая онлайновый ассортимент Microsoft и предлагая уникальные сервисы.

Впервые за тридцать лет у Microsoft появился достойный конкурент. Если в 2004-м доходы от онлайновых сервисов двух компаний были примерно равными (3,2 млрд долларов у Google против двух с половиной миллиардов у Microsoft), то через год разрыв в онлайновых доходах увеличился втрое в пользу новичка. Частота публичных высказываний главы Microsoft в отношении Google росла пропорционально их доходам. «Google — это не реальная компания, а карточный домик», — заявлял Стив Балмер. «У этой компании нет будущего», — цитировали его новостные сайты. В ответ компания Google в прошлом году стала самым дорогим в мире брендом, сместив с пьедестала именно Microsoft. Это крупнейшая со времен противостояния Microsoft — Apple война IT-гигантов.

Чтобы дать конкуренту достойный отпор, компания Microsoft решила воспользоваться главным преимуществом, и в начале 2006 года выпустила онлайновый аналог своего ключевого продукта Microsoft Office — Office Live. Теперь пользователь мог создавать и править, например, текстовые документы прямо в Интернете, причем совместно с другими пользователями. Реакция Google была впечатляющей. Еще в начале 2006-го Сергей Брин намекал, что его компания не собирается делать онлайновые клоны существующих продуктов, а сосредоточится на уникальных сервисах. Но уже спустя два месяца она выкупила онлайновый текстовый редактор Writely, объединила его с электронными таблицами и в октябре запустила ответный продукт Google Docs (приложения для создания текстовых документов и электронных таблиц). Причем и здесь компания Google оказалась в выигрыше: если Office Live не работала без установленной системы Microsoft Office, то версия от Google была самодостаточна, и пользователь вполне мог экономить 400 долларов на лицензионном Microsoft Office. К ноябрю 2007 года Google Docs уже воспользовались 700 тыс. посетителей. А нынешней весной онлайновый гигант преподнес следующий сюрприз: отныне файлы в Google Docs можно будет менять и в отсутствие доступа к сети. Продукт Google все увереннее становится прямым конкурентом Microsoft Office.

Пока компания Google закреплялась на исконной территории Microsoft, последняя предприняла новую попытку вторгнуться в нишу конкурента. В прошлом году корпорация приобрела aQuantive — одну из ведущих фирм, специализирующихся на онлайновой рекламе. Чтобы перехватить предложение компании Google, уже владеющей популярнейшим социальным ресурсом YouTube, Стив Балмер сотоварищи выложили 240 млн долларов за 1,6% акций популярной социальной сети Facebook. И, скорее, не за акции, а за возможность размещать рекламу в сети. Пик экспансии на рынок онлайновой рекламы пришелся на февраль этого года. Корпорация Microsoft сделала предложение второму после Google поисковику в мире Yahoo!, контролирующему пятую часть рынка. Она предложила ему продать сво
читать


Похожие записи:
  1. В Женеве запустили одну из самых раскрученных и дорогих экспериментальных физических установок — Большой адронный коллайдер. Благодаря ему человечество узнает, как устроен мир
  2. Переход к маркетинговой концепции простого использования техники заметно укрепил позиции корпорации Philips
  3. Старость не неизбежность, а программа, которую можно отменить. Некоторые животные научились делать это. Академик РАН, директор Института физико-химической биологии Владимир Скулачев считает, что научится этому и человек
  4. Украине, у которой мало своей нефти, зато много плодородной земли и носителей инновационных идей, сам бог велел активно взяться за производство топливного спирта растительного происхождения
  5. Сувереннные фонды благосостояния стремительно догоняют по объемам валютные резервы центробанков. Эти фонды будут поддерживать спрос на рисковые активы
  6. Угроза хакерских атак вынуждает компании закупать все более дорогие программные продукты и технологии.
  7. Чтобы понять, что такое макияж, известный визажист и парфюмер Серж Лютанс много путешествовал и изучал лица. А все свои самые глубинные чувства он смог выразить только с помощью парфюмерии