Украинский бизнес предъявляет большой спрос на отечественные инновационные разработки.

Их внедрение тормозится отсутствием системы инновационного менеджмента

«У ченые забывают о том, что даже самый лучший продукт, самую лучшую технологию еще нужно продать», — говорит заместитель генерального директора научно-производственного предприятия «Синапс» Виктор Лоза. Многие проекты, созданные отечественными учеными, даже при самом совершенном техническом решении являются незаконченными, поскольку авторы не задумываются ни о возможных потребителях новой продукции, ни о потенциальных рынках сбыта. Мировой опыт показывает, что инновационные проекты могут осуществляться только в тесном сотрудничестве ученого, инвестора и менеджера. Если роль ученого (разработать новую технологию) и инвестора (вложить деньги) очевидны для всех, то функции управленца менее понятны. Задача инновационного менеджера — определить рынок сбыта для новых разработок и организовать работу, связанную с их выводом на рынок. Не ученый, а управленец должен искать инвесторов, работать с заказчиками. Но в Украине менеджерами зачастую становятся сами ученые. У некоторых это получается, но они вынуждены отказаться от научной работы и сосредоточиться на управленческих функциях. В этом случае изобретения порой доходят до стадии внедрения. Но без правильного менеджмента инновации на рынок не попадают вообще.

В Украине есть множество изобретений и разработок, которые относительно легко можно довести до производства. Имеются и инвесторы, готовые рисковать своими деньгами ради того, чтобы в будущем получать сверхприбыли. Слабое звено отечественной инновационной системы — управленцы. Украинских менеджеров, готовых вести научные проекты, немного: это либо бывшие ученые, забросившие свою научную деятельность, либо люди, успевшие поработать за границей и теперь стремящиеся применить накопленный опыт на родине. «Из-за дефицита в Украине менеджеров научно-технологических проектов невозможно массовое рождение малых наукоемких компаний, часть из которых в будущем могла бы стать основой новой наукоемкой экономики», — считает руководитель проекта «Эксперт-Инновации» Ольга Рубан. Состоявшееся в конце октября заседание Инновационного клуба, организованное украинским деловым журналом «Эксперт», как раз и было посвящено проблемам инновационного менеджмента.

Слабое звено

«На Западе предприниматели обращаются к ученым с просьбой при помощи новых технологий решить ту или иную задачу. В Украине, наоборот, существует множество уже разработанных технологий, однако они не востребованы промышленными предприятиями», — говорит президент фонда «Информационное общество Украины» Андрей Колодюк. Более того, разработчики часто сталкиваются с нежеланием отечественных предприятий применять новейшие разработки. Зачем что-то менять, внедрять новые технологии, если завод и так работает, думают предприниматели. Как утверждает профессор Киево-Могилянской бизнес-школы (КМБШ) Сергей Гвоздев, инновационная идея, которая не увеличивает прибыль, бизнесу не нужна. На любом предприятии имеются узкие места, от эффективности которых и зависит результативность работы предприятия. «Востребованы будут лишь инновации, направленные на устранение таких узких мест, поскольку только в этом месте увеличение производства приводит к значительному росту заработка», — говорит Гвоздев.

Как правило, таких слабых звеньев не так уж много, но они типичны для всех предприятий одной отрасли. Хороший менеджерзнает о проблемных участках в нескольких отраслях и может оценить, в какой из них внедрение изобретения даст максимальный эффект, где инновация «разошьет» узкие места.

Одно и то же изобретение может быть применено в различных отраслях. Так, шариковая ручка и роликовый дезодорант — принципиально разные продукты, а используют одну технологию. Ученые зачастую видят только одно возможное применение своего изобретения и не замечают других, более перспективных вариантов. К примеру, на Конкурс инноваций, который в этом году проводит журнал «Эксперт», была представлена клавиатура, оснащенная устройством бесконтактного управления курсором. Она позволяет перемещать компьютерный курсор без помощи мышки — просто движениями рук над клавиатурой. Но, по мнению членов жюри Конкурса, гораздо перспективнее было бы оснастить датчиками движения не клавиатуру, а экраны, на которые проецируется изображение.

Сергей Гвоздев обращает внимание на то, что новые технологии можно применять и для старых стагнирующих отраслей. «Нужно лишь правильно предложить новинку. Даже когда владельцы компаний анализируют свой бизнес, они не всегда могут определить, какой участок ограничивает производственные возможности. Неудивительно, что этого не умеют делать и ученые. Так, в инновациях многие считают узким местом отсутствие денег. Но на самом деле деньги есть, проблема в том, что нет структуры, которая может эффективно управлять проектами коммерциализации инноваций», — говорит Гвоздев.

Взаимное недоверие

«Компания, которая вызвалась финансировать внедрение инновационного проекта, нас обманула. Получив полное описание нашего изобретения, они прекратили сотрудничество с нами и стали дорабатывать его самостоятельно», — рассказал на заседании Инновационного клуба первый заместитель генерального директора Украинского финансово-промышленного концерна Юрий Гуленок. Такие примеры могут привести многие украинские изобретатели и ученые. Для того чтобы довести свои изобретения до промышленного использования, им необходимы деньги. Но инвесторы не всегда ведут честную игру. Ученые даже научились страховать себя от нерадивых партнеров: некоторые ключевые аспекты своего изобретения они держат в тайне. Так было и в этом случае: инвестор для завершения опытно-конструкторских работ нанял других инженеров (им можно платить меньше, поскольку они не претендуют на интеллектуальную собственность), но они не смогли довести разработку до ума.

Однако капиталисты тоже могут многое рассказать о нечистоплотности некоторых ученых. К примеру, научный работник договаривался с инвестором, они создавали совместное предприятие (инвестор вносил в уставный фонд деньги, а ученый — свою интеллектуальную собственность), которое завершало опытноконструкторские работы, но потом ученый получал патент на свое имя и начинал вести переговоры с другими бизнесменами.

Инвесторы стремятся к тому, чтобы в случае создания совместного предприятия владеть его контрольным пакетом и иметь возможность назначить своего управляющего. Но тогда в проигрыше оказываются ученые: они рассчитывали получить свою долю из будущей прибыли предприятия, но опытный управляющий всегда может вместо прибыли показать сплошные убытки.

Отсутствие взаимного доверия — один из факторов, сдерживающих развитие инноваций. В американской Силиконовой долине часто говорят, что во время кризиса спасти технологическую компанию может только человек, придумавший технологию, ведь он больше других знает о ней и может предложить нестандартное решение. А с кризисами рано или поздно сталкиваются все компании. Поэтому, пытаясь «сэкономить», недобросовестные инвесторы вредят общему делу. То же касается и нерадивых ученых: обманув инвестора, они создают о себе негативное мнение на рынке и в следующий раз могут не найти средств на внедрение своего изобретения. Появление между инноватором и инвестором посредника — менеджера, — конечно, не сможет мгновенно исправить ситуацию. Но станет первым шагом на этом пути, ведь менеджер в каждом проекте рискует своей деловой репутацией и поэтому заинтересован в его успешной реализации. Те менеджеры, которые будут пользоваться доверием ученых и инвесторов, смогут легко привлекать инвестиции в новые идеи и получать в управление перспективные проекты.

Инновационная мастерская

Рано или поздно в Украине появятся структуры, которые смогут управлять проектами. Проблема лишь в том, что такая структура необходима отечественной инновационной сфере уже сейчас. Поэтому часть заседания участники Инновационного клуба посвятили обсуждению тех мер, которые дадут быстрый результат.

Полезным для всех участников инновационного бизнеса стало бы ведение белого и черного списков, в которые были бы занесены добросовестные и недобросовестные ученые, менеджеры и инвесторы. То есть создать нечто наподобие бюро кредитных историй, которые используют участники финансового рынка. Другая идея, которую одобрили и ученые, и представители бизнеса, — чтобы в качестве инновационных менеджеров выступили слушатели программ КМБШ. Среди них много бизнесменов, получающих экономическое образование, так что опыт выведения на рынок инновационных проектов им бы пригодился. Так, большинство успешных проектов Силиконовой долины были реализованы слушателями Принстонского университета и университета Беркли.

Для продвижения отечественных изобретений на западные рынки можно и нужно привлекать украинцев, которые сделали карьеру за границей. Таких примеров множество, некоторые из этих людей поддерживают связи с родиной и готовы помогать соотечественникам. К примеру, Александр Падий, занимающий высокую должность в научном подразделении компании Philips (Нидерланды) входит в экспертный совет Конкурса украинских инноваций.

Сергей Гвоздев заметил, что все инновационные проекты в своем развитии проходят одни и те же стадии. Конечно, каждый из них имеет особенности, но некоторые аспекты развития можно унифицировать и создать мастерскую, которая занималась бы разработкой бизнесмоделей под конкретные технологические идеи. Такого конвейера по выводу изобретений на рынок на Западе нет, но другие страны и не сталкивались с теми проблемами, которые существуют в украинской инновационной сфере. Участники Инновационного клуба поддержали эту идею. Они договорились доработать ее на ближайших заседаниях и создать такую мастерскую.

На несформировавшемся пока инновационном рынке важно запустить процесс — реализовать с помощью мастерской два-три проекта, тем самым создав истории успеха. Достаточно всего нескольких таких историй, чтобы в инновационную сферу пришли успешные управленцы из других секторов экономики (а то и из других стран) и создали недостающие звенья инфраструктуры, необходимые для массового внедрения инноваций.




Похожие записи:
  1. Срок полномочий нынешнего главы ФРС США неумолимо подходит к концу. Глобальному финансовому рынку придется научиться жить без Алана Гринспена
  2. Многолетняя позиционная борьба немецких оборонных концернов вот-вот может обернуться масштабным переделом рынка военной продукции Германии. И не только Германии
  3. В финал всеукраинского конкурса «Инновационный прорыв-2010» вышло восемнадцать проектов. Судьбу их авторов и возможность реализации идей 21 декабря определят инвесторы. Деньги смогут получить только пять счастливчиков
  4. Кризис ликвидности продемонстрировал, что мировая финансовая система меняется вслед за мировой экономикой. Кризис подчеркнул перемещение влияния с Запада на Восток и от частного сектора — к государственному
  5. Сувереннные фонды благосостояния стремительно догоняют по объемам валютные резервы центробанков. Эти фонды будут поддерживать спрос на рисковые активы
  6. Многолетняя позиционная борьба немецких оборонных концернов вот-вот может обернуться масштабным переделом рынка военной продукции Германии. И не только Германии
  7. Многолетняя стратегия развития, умеренность в расходах и готовность шаг за шагом идти к поставленной цели помогают средним частным компаниям Германии быть влиятельными игроками в глобальной экономике