Компания Google высокого мнения об украинских инженерах и программистах, но открывать в нашей стране центры разработок или вкладывать инвестиции в украинские IT-компании она не спешит

Американская Google, одна из наиболее дорогостоящих компаний мира, начинала бизнес двенадцать лет назад в Силиконовой долине — технопарке, созданном при Стенфордском университете (Калифорния). Благодаря этому в компании удалось объединить научные исследования, предпринимательскую инициативу и студенческий азарт. О том, как взаимосвязаны исследования и бизнес, «Эксперту» рассказал вице-президент Google по разработкам в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) Нельсон Маттос.

— Компания Google была основана в Силиконовой долине. Какие преимущества она получила, расположившись в этом технопарке?

— Силиконовая долина — это большое количество талантов с глубокими техническими знаниями и духом предпринимательства. Кроме того, развитию бизнеса способствует законодательство, которое поддерживает инвестиционную деятельность. В том числе и венчурные инвестиции. Благодаря этому инвесторы и венчурные фонды вкладывают деньги даже в небольшие предприятия. Ведь развиваясь, они могут принести значительную прибыль.

— Но сейчас программисты компании работают не только в США…

— Легче сказать, в каких странах они не работают. Поиск Google действует более чем на 120 языках в полутораста государствах. Естественно, не все наши продукты доступны на этих языках, но поиск — основной сервис Google — применим во всех странах. Мы открыли свыше сорока центров разработок и исследований по всему миру. Я отвечаю за работу двенадцати таких центров в Европе, Центральной Азии и Африке.

— Каким образом выбираете месторасположение центров?

— Самым важным критерием при выборе места офиса является его привлекательность с точки зрения доступности инженерных кадров и наличие талантов в этом регионе. Поэтому, например, компания создала центры разработок в Израиле и Германии.

В некоторых случаях мы открывали офис, чтобы получить в свое распоряжение эксперта с мировым именем. Центр в Дании, в котором работают всего двенадцать человек, был создан потому, что там проживает ведущий мировой эксперт по вопросам виртуальных машин Ларс Бак.

Иногда мы открываем центры в городах, где мечтают жить многие европейцы. Например, в Дублине (Ирландия) и Цюрихе (Швейцария).

— Планируете ли вы открывать офис разработок в Украине?

— В ближайшее время — нет, хотя отмечу, что в Украине много талантов. Ваши соотечественники уже работают в центрах компании в Дублине и Цюрихе. Среди лучших в Европе инженеров Google двое — граждане Украины.

— В чем преимущества украинских программистов?

— В вашей стране действует очень хорошая система образования специалистов технического профиля. Особенно математическая подготовка, что для программистов чрезвычайно важно.

Технопарки и конкуренция

— Украинские власти уже давно говорят о создании технопарков. Что вы могли бы им посоветовать?

— Главное условие — большое количество одаренных людей, особенно с техническими навыками. Я думаю, этот вопрос в Украине уже решен: талантов здесь хватает.

«В Украине много талантов. Ваши соотечественники уже работают в центрах компании в Дублине и Цюрихе. Среди лучших в Европе инженеров Google двое — граждане Украины»

Второй элемент — концентрация не на технических вопросах, а на людях. Насколько такие технологии могут быть полезны, какую добавленную стоимость могут дать эти разработки? Многие университеты на Западе забывают об этом и концентрируются на решении технических вопросов.

И третье — формирование благоприятного законодательного поля для развития бизнеса. Это и приглашение венчурного капитала, и создание таких условий, чтобы выпускники институтов могли открывать небольшие компании и развивали их.

— Есть ли разница между технопарками Европы и США?

— В Европе не хватает духа предпринимательства. Но мы считаем, что его можно развить. К сожалению, законодательная ситуация не во всех европейских государствах благоприятна для инвестиций. И конечно, важным вопросом является стабильность. Те изменения, которые происходят в некоторых странах Восточной Европы в течение последних пяти-двадцати лет, не совсем приемлемы для инвесторов, которые хотели бы получить прибыль через пять-десять лет. Мы поддерживаем создание технопарков, ведь это ведет к развитию различных интернет-проектов. Чем больше компаний задействовано в нашей индустрии, тем лучше.

— Но это приведет к усилению конкуренции…

— Я совершенно не беспокоюсь о конкуренции. К примеру, Facebook многие считают нашим конкурентом. Но пользователи этой сети очень часто делают поисковые запросы на Google, заходят на YouTube, ведут чат в Gmail. Пользуясь услугами другой компании, они более активно ведут себя и на сервисах, которые предоставляет Google. Поэтому мы заинтересованы в развитии интернет-компаний и создании технопарков.

Наука и бизнес

— Вы — доктор наук Университета Кайзерслаутерна, магистр Федерального университета Рио Гранде до Сул (Бразилия). У вас в активе более 80 научных работ, 13 патентов, да еще книга «Подход к управлению базами знаний». Не мешает ли наука бизнесу?

— Абсолютно не мешает. В Google исследования и разработки объединены. Многие наши продукты созданы на основе научных разработок, в том числе и фундаментальных. Одна треть инженеров компании, работающих в Европе, имеют ученую степень доктора наук. Мы проводим совместные исследования с университетами, некоторые наши сотрудники читают там лекции. Многие студенты проходят практику в Google и принимают участие в разработках компании. Это взаимовыгодное сотрудничество. Без него невозможно включить в учебные планы самые передовые, самые новые технологии. Университетские профессора, которые участвуют в разработках и освоении этих технологий вместе с нами, могут сразу передавать приобретенные знания студентам.

— Как ученый вы должны публиковать свои исследования. Но они могут быть основаны на информации, которая является коммерческой тайной. В Украине многим ученым, желающим на основе собственного изобретения построить бизнес, не удается решить эту проблему. А сталкивались ли вы с такими случаями?

— Никогда. Единственная проблема, с которой я сталкивался, — это недостаток времени. Мы всегда поощряем наших специалистов публиковать статьи в специализированных научных изданиях. Если возникает вопрос коммерческой тайны, то используем общий подход — инженер в исследовании показывает принцип решения такой задачи, а конфиденциальная часть не публикуется.

— Вы говорили о сотрудничестве с вузами. Ведете ли вы такую работу в Украине?

— Уже сейчас мы работаем с несколькими украинскими университетами и надеемся такое сотрудничество расширять. Вообще у нас существует несколько видов работы с вузами. Прежде всего мы бесплатно предоставляем инструменты для эффективного образования: это службы Google, которые дают студентам вузов современные технологии, необходимые для общения и совместной работы.

Второй уровень — предоставление университетам грантов на конкурсной основе для реализации их научных программ. Например, компания выделяет гранты от 50 до 200 тысяч долларов для реализации различных проектов. Кроме того, существует программа стипендий — их назначают выдающимся аспирантам. Мы выделяем также средства для участия в научно-технических конференциях.

Третий вид сотрудничества — с профессорами, которые могут шесть-девять месяцев работать в наших лабораториях, обмениваться идеями и участвовать в разработках Google. Помимо этого, мы приглашаем их читать у нас лекции.

Сейчас в Украине компания ведет сотрудничество первого и частично второго уровня. Но работы с украинскими профессорами пока еще нет. Наша деятельность в вашей стране сегодня в основном сфокусирована на взаимодействии с бизнесом и рекламодателями, чтобы украинские бизнесмены могли максимально использовать возможности Google.

— Рекламный рынок Украины очень мал, а Google ведь зарабатывает именно на рекламе…

— Точно так же вы могли бы задать такой вопрос: «Почему Google работает в африканских государствах, в беднейших странах Латинской Америки и Азии, в которых Интернет развит гораздо хуже, чем в Украине?»

Мы очень заинтересованы в сотрудничестве с вашей страной. Она является четвертой в Восточной Европе по объему интернет-трафика, хотя только четверть населения пользуется Интернетом. Количество пользователей стремительно растет, будет расти и рекламный рынок. Поэтому компания Google хотела бы нарастить сотрудничество с украинскими организациями.




Похожие записи:
  1. Украинское изобретение может произвести небольшую революцию в индустрии информационных технологий. Оно способно заменить компьютерную мышь и облегчить ввод данных на мобильных устройствах
  2. Украине, у которой мало своей нефти, зато много плодородной земли и носителей инновационных идей, сам бог велел активно взяться за производство топливного спирта растительного происхождения
  3. Украинское изобретение может произвести небольшую революцию в индустрии информационных технологий. Оно способно заменить компьютерную мышь и облегчить ввод данных на мобильных устройствах
  4. Разработчики программного обеспечения намерены вместо продажи программ предложить пользователям подписку на информационные услуги. Такой подход обещает раз и навсегда победить пиратство
  5. Украинским ученым и инженерам невыгодно повышать свою квалификацию за рубежом — их возвращения на родине никто не ждет. Таков один из выводов круглого стола, посвященного техническому образованию
  6. Парижский автосалон выявил потенциальных фаворитов рынка следующего года, а также показал, на какие
  7. Долгое время развитие газовой энергетики считалось в Европе, и в частности в Германии, наилучшим способом решения энергетических проблем. Теперь здесь озаботились тем, как решить проблему зависимости от газа