Проживающие в Германии иностранцы перечисляют в немецкий бюджет больше денег, чем получают через систему социальных трансферов. Выгоды немецкой экономики от мигрантов могли быть еще больше, если бы жесткое трудовое законодательство не закрывало дорогу высококвалифицированным специалистам

«Мигранты виноваты во всем. Они получают слишком много социальной помощи, мало работают, не желают интегрироваться в общество и создают очаги социальной напряженности» — чем хуже обстоят дела на рынке труда в Германии, тем более популярными становятся в обществе такие взгляды. Однако образ иностранца, живущего за счет коренного населения, имеет мало общего с действительностью, считают эксперты частного немецкого исследовательского Института по изучению перспектив рынка труда (IZA). «Мы провели подробное исследование и сравнили объем налоговых и прочих выплат, перечисляемых мигрантами в немецкий бюджет, с суммами, получаемыми ими в качестве социальных трансфертов, в том числе непрямых. Результаты однозначно показывают, что иностранцы перечисляют в бюджет существенно больше средств, чем получают из него», — говорит специалист IZA Хольгер Бонин.

Еще несколько лет назад приехать на работу в Германию было для программиста проще простого. Сейчас все стало гораздо сложнее Согласно результатам исследования IZA, в среднем каждый находящийся на территории Германии иностранец ежегодно выплачивает в бюджет страны 7400 евро, а получает лишь 5500 евро. Для немцев эти показатели составляют соответственно 10500 и 7800 евро. Таким образом, немцам возвращается около 73% от сумм, уплаченных ими в бюджет в виде налогов и сборов, а для иностранцев объем возврата лишь чуть больше — 75%. «Наше исследование развеивает главный миф, окружающий миграцию, — продолжает Хольгер Бонин. — Данные однозначно показывают, что иностранцы не дотационная социальная группа, наоборот, они прочная опора нашей экономики. Может быть, не такая крепкая, как сами немцы, но, по крайней мере, вторая по значимости. Без денег, которые вносят в немецкую экономику работающие в стране иностранцы, рухнули бы и система пенсионного обеспечения, и система здравоохранения».

По разным графам статистики

Главная проблема статистического учета вклада мигрантов в экономику Германии заключается в запрете двойного гражданства. На практике это приводит к тому, что успешно интегрировавшиеся в немецкую экономику выходцы из стран третьего мира предпочитают отказаться от своего изначального гражданства в пользу немецкого. Сегодня на семь миллионов проживающих в Германии иностранцев приходится восемь миллионов человек, принявших немецкое гражданство в сознательном возрасте. Принявшие же гражданство сразу попадают в статистическую графу «немцы», что существенно портит образ иностранца, проживающего в Германии, говорят в IZA.

Но даже такая статистика позволяет проанализировать выплаты в бюджет и получаемые назад социальные трансферты для граждан Германии и для иностранцев. Структура этих платежей существенно различается. Так, объем подоходного налога, выплачиваемого средним немцем, в два раза больше аналогичного показателя для среднего мигранта, а налогов на недвижимость немец платит в четыре раза больше. Это объясняется тем, что мигранты чаще всего не располагают недвижимостью, а их зарплаты существенно ниже среднего уровня по стране.

Проживающие в Германии иностранцы также гораздо чаще, чем немцы, получают пособие по безработице (по данным службы занятости, доля безработных среди иностранцев составляет 23%, что вдвое превышает средний уровень по стране) и могут рассчитывать на государственные субсидии для оплаты языковых курсов. С другой стороны, мигранты получают существенно меньше компенсационных платежей по таким статьям, как медицинское страхование, субсидии на высшее образование или пенсионное страхование (соответственно 50, 35 и 30% от сумм, получаемых немцами). Они же платят больше денег за пользование детскими садами и получают меньше средств для оплаты ухода за престарелыми членами семьи.

Мигранты сверху, мигранты снизу

Парадоксальным образом больше всего иностранцев присутствует среди двух социальных групп — низкоквалифицированных рабочих и членов советов директоров крупнейших компаний страны. Каждый четвертый член советов директоров немецких концернов, входящих в тридцатку лидеров индекса DAX, не является гражданином ФРГ. За последние два года процесс интернационализации ускорился — на долю иностранцев пришлось 42% всех новых назначений в советах директоров концернов из списка DAX-30.

Отсутствие значительного количества иностранцев в среднем секторе немецкой экономики объясняется продолжающимся уже несколько лет ужесточениемправил, регулирующих трудовую миграцию. В первую очередь ужесточение затрагивает тех, кто способен занять средние ниши на рынке труда, например программистов. «Еще несколько лет назад приехать на работу в Германию было для программиста проще простого, — сказал “Эксперту” Дмитрий Титов, системный администратор во франкфуртском представительстве компании Gillette. — Фактически каждый, кто подавал заявление на получение трудовой визы, немедленно ее получал. И это касалось выходцев из любой страны мира — России, Болгарии, Хорватии, Индии, Китая. Сейчас все стало гораздо сложнее».

Новые правила, введенные в прошлом году службой по делам иностранцев, обязывают любую компанию, желающую нанять на работу представителя другой страны, представить доказательства, что на данную позицию нет претендентов-немцев. Исключение делается лишь для должностей, годовой оклад по которым превышает 84 тыс. евро, что редкость и для са-мих немцев. Именно поэтому сегодня иностранцы активно заполняют две полярные ниши рынка труда — либо низкооплачиваемые должности, не вызывающие интереса у немцев, либо самые высокооплачиваемые места, на которые не распространяются ограничения миграционного законодательства.

По мнению главного исполнительного директора Торгово-строительной палаты Германии Мартина Ванслебена, такие ограничения приносят экономике больше вреда, чем пользы. «Пороговое значение в восемьдесят четыре тысячи евро слишком высоко, оно закрывает путь в страну для тысяч молодых перспективных специалистов, чьи зарплаты в начале карьерного пути обычно существенно ниже, чем установленное законом ограничение», — заявил Ванслебен в интервью немецкому журналу Capital. По мнению экономиста, зарплатную планку, позволяющую компаниям приглашать специалистов-иностранцев без дополнительного разрешения со стороны миграционной службы, необходимо понизить по меньшей мере до 60, а лучше до 40 тыс. евро в год.

Согласны с позицией Ванслебена и специалисты IZA. «Главный вклад мигрантов в поддержание немецкой экономики — это их молодость. Средний возраст немца, приходящего на рынок труда, очень вы-сок, а число пожилых немцев, требующих медицинского и пенсионного обеспечения, растет. Мигранты же, наоборот, начинают работать раньше. Именно поэтому они так необходимы стране», — говорит Хольгер Бонин.

Иностранцам вход воспрещен

Между тем законодательные ограничения — не единственная проблема, стоящая на пути иностранцев, желающих работать в Германии. Многие сферы экономики регулируются весьма консервативными негласными правилами, и «чужие» здесь не приветствуются. «Я переехал в Германию год назад, — рассказал “Эксперту” Тим Бертон, безработный юрист с американским гражданством. — Раньше я работал в адвокатской конторе в Лондоне, а год назад познакомился со своей будущей женой, немкой, и переехал во Франкфурт». Тим был уверен, что в банковской столице Германии он легко найдет работу, однако это оказалось не так. «Немецкая юридическая среда крайне закрыта. Даже те компании, которые работают в основном с английскими или американскими фирмами и имеют целый штат юристов, обслуживающих только эти сделки, предпочитают брать на работу не американцев или англичан, а немцев. Здесь считается, что лучший юрист не иностранец, отработавший много лет в английской юридической компании, а немецкий профессор, читавший курс английского права в немецком университете», — жалуется Тим. После года поиска работы он собирается вернуться в Лондон, но не уверен, что может претендовать теперь на свой прежний заработок. Случай Бертона не единичный. Многие иностранцы в Германии сталкиваются с тем, что трудоустройство связано для них с дополнительными сложностями вне зависимости от того, в какой сфере они работают. Именно поэтому доля самостоятельных предпринимателей среди иностранцев выше, чем в среднем по стране — 5,3% против 4,5%. С другой стороны, сами иностранцы охотнее набирают на работу себе подобных — почти все предприниматели-мигранты, нанимающие дополнительных работников, отдают предпочтение своим соотечественникам.

По подсчетам IZA, за время своей жизни иностранцы, находящиеся сегодня на территории Германии, заплатят в бюджет страны на 82 млрд евро больше, чем получат из него, даже если объем социальных трансфертов в будущем не сократится. «Разумеется, миграционную политику нельзя мерить одними деньгами, — резюмирует Хольгер Бонин, — однако такая прибавка никак не помешает немецкой экономике».

Франкфурт-на-Майне




Похожие записи:
  1. Солнечный коллектор для нагрева воды — не столько инструмент сбережения денег, сколько возможность снизить энергетическую зависимость от поставщиков тепла и газа
  2. Харьковские ученые создали уникальный сапфировый имплантат тазобедренного сустава. Он идеально совместим с костной тканью, почти не изнашивается и стоит столько же, сколько менее качественные аналоги
  3. Немецкие власти с небывалой активностью скупают доли в терпящих рекордные убытки частных банках. Это первая масштабная национализация немецкого банковского сектора с 1931 года
  4. Грядущая приватизация национальных железных дорог вызывает растущее сопротивление в германском обществе. Немцы опасаются, что проезд станет дороже, а качество услуг — хуже
  5. Долгое время развитие газовой энергетики считалось в Европе, и в частности в Германии, наилучшим способом решения энергетических проблем. Теперь здесь озаботились тем, как решить проблему зависимости от газа
  6. Национальная академия наук Украины остаётся чёрной дырой государственного бюджета. У нас намного больше институтов и научных работников, чем в крупнейших странах Европы, но их вклад в науку незначителен. Чтобы изменить ситуацию, необходимо отказаться от содержания на бюджетные деньги армии бесполезных учёных и поддерживать лишь наиболее значимые и интересные проекты
  7. Одесские ученые предлагают Украине использовать практически неисчерпаемый источник природного газа, апасы которого скрываются на дне Черного моря. Тем самым страна не только обеспечит себя топливом, но сможет стать крупнейшим его экспортером