Похоже, технический прогресс и нужды потребителей наконец-то нашли точки соприкосновения. В мейнстриме - масса простых, понятных, относительно недорогих и безопасных штучек

Рейс от Амстердама до Ганновера, где открывается крупнейшая в мире выставка информационных технологий CeBIT, не предвещал ничего необычного. Но в салоне самолета, где рассаживалась европейская публика, как-то пустовато. Неужели CeBIT приходит в полный упадок и даже за день до открытия в самолете останутся пустые места? Но оказалось, что вылет немного задержали -- ожидали пассажиров с другого, пересадочного, рейса. Наверное, парочка каких-нибудь американцев, самолет которых подзадержался над Атлантикой... Но вдруг в салон хлынула масса черноволосых людей; они толкались, запихивали свои пожитки на багажные полки, бурно переговаривались на непонятном языке. Были это континентальные китайцы или тайваньцы, определить не удалось. Зато сразу удалось почувствовать основной тренд нынешней CeBIT -- азиаты наступают. Вообще в этом году впервые иностранных экспонентов на CeBIT оказалось больше, чем немецких (зачастую крупнейшие американские хайтек-компании выступали на выставке от имени германских представительств). И первыми среди иностранцев были представители Китая и Юго-Восточной Азии -- они прислали 1700 экспонентов, причем только из Тайваня их было более 700. На саммите лидеров индустрии, состоявшемся перед открытием выставки, комиссар ЕС по информационному обществу и СМИ Вивьен Рединг сказала: "Азия собирает устройства, которые Америка изобретает, а Индия программирует. Куда же сюда вписаться Европе?" Выставка показала, что Европа за редким исключением может только потреблять.

Вездесущие тайваньцы Действительно, азиатов на нынешней выставке было заметно больше, чем на предыдущих. Стенды с надписями Taiwan или China можно было увидеть чуть ли не в каждом павильоне. Особенно много представителей Юго-Восточной Азии было в павильонах, где демонстрировались чипы, микросхемы, материнские платы, периферийные устройства. Азиаты подавляли количеством, но не технологическим размахом. Звезд на этом небосклоне пока немного. Впрочем, западные и японские производители потребительской электроники, занявшие несколько самых больших павильонов, тоже не удивили ничем, кроме размеров собственных стендов. Электроника стала еще более компактной, дольше работающей от батарей, но качественного скачка не произошло. Положительную тенденцию обозначили лишь производители цифровой фототехники -- в общем-то бессмысленная гонка мегапикселей подходит к концу, и все большее значение придается ключевому компоненту фотоаппарата -- объективу. Так, японские Sony и Panasonic начали использовать высококачественные германские линзы Karl Zeiss и Leica не только в моделях высшего класса, но и в более дешевых. На стенде Panasonic даже был разбит небольшой японский садик, и все желающие могли опробовать объективы и цветопередачу новых недорогих камер серии Lumix на ярких цветах. Sony, в свою очередь, представила супертонкий карманный фотоаппарат толщиной чуть более сантиметра. Были и совсем необычные, но уже серийно выпускающиеся экспонаты -- например, Adidas демонстрировала интеллектуальные кроссовки, способные изменять упругость подошвы в зависимости от характера движения. Производители сотовых телефонов, технологически выдерживающие примерно одинаковый уровень, тоже пытаются завлечь покупателей прибамбасами. В одной из "женских моделей" мобильных телефонов Samsung при наборе номера на экране выскакивают разноцветные цифры, а в телефоне Pantech каждой клавише соответствует своя мелодия, звучащая при нажатии. Большинство крупных экспонентов по-прежнему продолжают эксплуатировать тему "цифрового дома". Нашпигованные взаимосвязанными приборами "суперквартиры" имели на своих стендах и Siemens, и Microsoft, и Alcatel. Одна из ключевых составляющих "цифрового дома" -- технология Triple Play. Суть ее проста: домашний абонент, который подключен к сети ADSL, по обыкновенному медному проводу может теперь не только звонить и выходить в Интернет, но и получать фильмы для просмотра, а в самых современных системах -- даже живую ТВ-трансляцию. Компания Alcatel, мировой лидер в поставках систем широкополосного (DSL) доступа в Интернет, представила новую возможность Triple Play -- интерактивность. Теперь, усаживаясь перед телевизором, чтобы посмотреть, например, очередную игру своего любимого клуба "Челси", можно пригласить присоединиться к вам далекого друга с Чукотки или даже из Лондона. Если, конечно, он тоже использует аналогичную технологию. Пользуясь гарнитурой с наушниками и микрофоном, можно поделиться с ним своими переживаниями и сказать ему все, что вы думаете о судействе. Кроме того, с помощью специального пульта можно посылать друг другу на экраны веселые или гневные смайлики и короткие сообщения, сопровождая ими, например, каждый промах по воротам любимого нападающего.

Суперактивный телефон Все это не что иное как реальная конвергенция. Впрочем, она только начинается. Сейчас простые граждане оказываются окруженными все большим и большим количеством несовместимых устройств. Компании производители уже думают, как им помочь. Германский Институт Фраунгофера предлагает систему объединения всей домашней музыкальной аппаратуры. С ее помощью можно вывести звук с компьютера, радио или переносного плейера на динамики телевизора или аудиосистему в другой комнате, а также переписывать музыку с одного устройства на другое. Примечательно, что в качестве центра объединенной системы предполагается использовать Apple iPod. Видит свое место в создании удобств для пользователя и известный производитель мышек и манипуляторов тайваньская компания Logitech. Ее руководители считают, что все множащимся электронным домашним устройствам нужен единый пульт, над которым и работают инженеры Logitech. Реальные решения показала на выставке Lucent Technologies: она представила концепцию так называемых bleneded services ("смешанных услуг"). "Конечно, количество устройств, окружающих человека, в ближайшем будущем не уменьшится. Поэтому нужна хоть какая-то связь между ними, чтобы тот фильм, который я начал смотреть по ТВ дома, я смог досмотреть по дороге в аэропорт; чтобы у меня был единый электронный дневник, который посылал бы напоминание о встречах на любое мое устройство -- на радио в машине, на мобильный телефон, на КПК; чтобы я мог узнать прогноз погоды в любом месте в любое время", -- комментирует концепцию президент Lucent Technologies по Европе Дейв Потикни. Из уже работающих приложений Lucent Technologies демонстрирует "активную телефонную книгу". Система компании отслеживает "состояние" и "точку присутствия" работника по всем электронным приборам. Включен компьютер -- значит, работник в офисе, работает на ПК заставка -- значит, отлучился, доступность также можно выяснить и по состоянию ICQ. Уехал работник из офиса -- за дело берется сотовая сеть, расположение определяется с точностью до нескольких сотен метров. На первый взгляд это похоже на тотальную систему слежки. Но цель системы Lucent более гуманная -- сделать коммуникацию с коллегой быстрой и комфортной. Звонящему не надо набирать весь десяток знакомых телефонов -- звонки будут автоматически переадресовываться на свободный номер, причем именно туда, где сейчас находится абонент. А если подчиненного ищет шеф, то могут сразу зазвонить вообще все телефоны работника. Зато если сотрудник в командировке на другом континенте, его телефон не зазвонит среди ночи -- система определит, что мобильник в роуминге, и будет переводить на автоответчик звонки в ночное время. Сам работник тоже сможет управлять своей доступностью и блокировать любые вызовы.

Мобильные деньги Новинка нынешней CeBIT -- специальные телефоны для мобильной оплаты товаров и услуг. Компания Siemens представила телефон со специальным RFID-чипом внутри. Он может быть запрограммирован для прохода через любой турникет, оборудованный считывающим устройством. Например, при поездке на электричке вы просто подносите телефон к турникету, он открывается, а стоимость билета автоматически списывается с вашего телефонного счета. Другое решение "мобильной оплаты" предложила финская Nokia. В ее телефонах RFID-чипа нет, зато они могут считывать данные с RFID-меток на рекламных щитах, электросчетчиках, а в будущем -- и с потребительских товаров. Для этого телефоны оснащаются специальным радиоустройством на основе технологии NFC (Near Field Communication -- коммуникации ближнего действия). Уже летом этого года они поступят в продажу. Зачем это нужно? Затем, чтобы не стоять в очередях супермаркетов и не дожидаться, пока кассир отсканирует каждый товар из тележки. Сделать это можно будет своим собственным телефоном. Для этого достаточно один раз провести им над тележкой -- на экране мобильного сразу высветится общая сумма покупки, потом телефон подносится к кассовому аппарату, тут же выбивается чек. Как будет происходить сама оплата -- вопрос пока открытый. Ведь соответствующей инфраструктуры в магазинах пока нет, RFID-меток на товарах до сих пор не существует. Между тем пока европейские вендоры занимаются разработкой чудесных технологий, японские компании уже активно внедряют их в нашу жизнь. Японский оператор NTT Docomo представил телефоны с сервисом под названием FeliCa. Новое мобильное решение, имеющее уже более 2 млн пользователей, позволяет платить с помощью телефона за покупки в магазинах, использовать телефон как кредитную карту, мобильный ключ от дома и офиса и даже как паспорт, например, при регистрации на авиарейс. Для организации этого сервиса разработчики внедрили в телефон специальную идентификационную карту -- IC card, разработанную в 1997 году в Sony и запущенную в 2001 году на массовый рынок японской компанией JR EAST. Как рассказала "Эксперту" Ацуко Шионо, ведущий специалист департамента развития мультимедийных услуг NTT Docomo, к марту число магазинов, поддерживающих FeliCa, достигнет в Японии 240 тыс. На наш взгляд, главное достижение NTT Docomo состоит не в том, что технически удалось реализовать новую услугу, а в том, что японский оператор придумал такую бизнес-модель, которая оказалась выгодна для всех участников процесса -- и для банков, и для магазинов, и для операторов электронных платежей. В случае успеха, по словам г-жа Шионо, NTT Docomo начнет лицензировать FeliCa по всему миру.

Луч голубого лазера Продолжающаяся борьба производителей за стандарты новых устройств не обошла и СeBIT. "Эксперт" уже не раз писал о соперничестве в области миниатюрных карт памяти для мобильных устройств (Sony Memory Stick и SD-Card), в области формата записи на DVD (там их целых три), в области операционных систем для смартфонов (тут борются альянс Symbyan и Microsoft). На СeBIT было сделано несколько объявлений о присоединении той или иной компании к какому-либо из стандартов. Самое интересное из них касалось DVD-дисков высокого разрешения. В утверждении единого формата на эти продвинутые DVD заинтересованы в первую очередь производители видео. Связано это с тем, что очень активно развивается цифровое видео высокого разрешения, требующее новых объемных носителей. Противостояние наблюдается между двумя стандартами -- HD-DVD, продвигаемым такими гигантами, как Toshiba и NЕС, и Blu-ray ("голубой лазер"), за которым стоят Sony, Matsushita, Samsung, LG, HP, Dell и еще более ста различных компаний. Первый формат позволяет записать на диск до 30 гигабайт информации (что почти в 6 раз больше обычного DVD-диска) и не очень подвержен внешним повреждениям, второй же позволяет уместить на диске до 50 гигабайт, но требует более чем бережного к себе отношения, он страдает не только от царапин, но даже от отпечатков пальцев. До последнего момента лидерство в борьбе уверенно держали Toshiba и NEC, заручившиеся поддержкой наиболее влиятельных голливудских киностудий -- Warner Bros, Paramount, Universal и New Line Cinema, занимающих почти половину рынка цифрового кино. Но новости с поcледней CeBIT способны поменять расклад сил. Компания TDK, входящая в консорциум "голубого лазера", объявила о создании нового защитного покрытия, превращающего blu-ray в типичный по уровню защиты диск. Вдобав


Похожие записи:
  1. В этом году Нобелевской премией отметили ученых, результаты работы которых имеют самое приземленное значение: победители вылечили гастрит, нашли новые катализаторы для органического синтеза и создали суперточные часы
  2. Борьба с коррупцией становится международным приоритетом. И это заставляет корпорации серьезно перестраивать свою работу в развивающихся странах
  3. Украинские ученые начали создавать масштабную компьютерную сеть для научных вычислений. Это позволит им принимать участие в крупнейших мировых экспериментах
  4. Всего за пять месяцев нефть подешевела на 100 долларов за баррель. Несмотря на все заявления ОПЕК, ближайший год будет временем относительно недорогой нефти
  5. В США уже больше месяца бастуют теле- и киносценаристы. Дальнейшее продолжение забастовки грозит миллионными убытками не только Голливуду, но и всему Лос-Анджелесу
  6. Стартует второй тур Конкурса инноваций, организованного журналом «Эксперт Украина». Первый тур показал, что у отечественных инноваторов много интересных проектов, но они еще не научились заявлять о них рынку
  7. Украинские ученые создали одну из лучших в мире компьютерных систем, которая позволяет предсказать последствия деятельности человека на окружающую среду. Их знания и опыт востребованы во многих странах мира, но не в Украине