Украинским ученым и инженерам невыгодно повышать свою квалификацию за рубежом — их возвращения на родине никто не ждет. Таков один из выводов круглого стола, посвященного техническому образованию

Качество украинского образования давно служит предметом горячих споров. Одни говорят, что нам досталась с советских времен полноценная система, которая позволяет подготавливать хороших технических специалистов. Другие утверждают, что когда-то образование было неплохим, но мир ушел далеко вперед, а мы продолжаем топтаться на месте и учим своих будущих инженеров на устаревшем оборудовании.

«Примеры успешного экономического развития показывают необходимость обеспечивать одновременно поток образованных людей и достаточное количество рабочих мест, на которых они могли бы применять свои знания. Такое двойное усилие по удовлетворению одновременно спроса и предложения на образованных людей всегда было признаком успешного развития… Страны, которые занимаются только одной стороной проблемы — предложением, дают образование будущим эмигрантам». Это из книги Эрика Райнерта «Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными».

Итоги круглого стола «Современное техническое образование и рынок труда. Европейские тенденции и перспективы», организованного Совместным украинско-немецким факультетом машиностроения, журналом «Эксперт Украина» и общественным объединением «Украинско-немецкий форум» (УНФ), показали, что проблема спроса и предложения образованных людей более чем актуальна для нашей страны. По словам заместителя главы правления УНФ Татьяны Степанковой, развитие инновационных рынков в Украине сталкивается с проблемой кадров. «Ни для кого не секрет, что даже в нашей космической сфере, в институтах кадры стареют, потому что молодые ученые уезжают за границу», — с горечью констатирует она.

Невозвращенцы

Михаил Лещенко призывает отказаться от мифа о великом научном потенциале Украины

Советник по науке посольства Германии в Киеве Михаил Лещенко считает, что за границу ездить нужно, чтобы повышать квалификацию. Но выехавшим даже на стажировку не так просто вернуться в Украину. Ведь установление контактов с зарубежными коллегами и проведение исследований требуют определенного времени. Нужны год-полтора, чтобы освоиться в новой среде и взять самое ценное. Но отпускать на такой срок соотечественников никто не рвется, а отпустив, — не ждет назад. «Есть штатное расписание, и на каждом сотруднике вуза висит обязательство читать лекции определенное количество часов. Если он уезжает, то ему просто некуда возвращаться, его ставку отдают другому», — говорит Лещенко. Кстати, даже за свой счет украинский научный работник не может отправиться стажироваться за рубеж. Ибо депутаты, борясь за права трудящихся в кризис, законодательно ограничили продолжительность отпуска за свой счет 15 днями. В итоге у молодого специалиста, которого готовы принять за рубежом, возникает выбор — либо ехать туда и возвращаться на «пепелище», либо ехать и не возвращаться вовсе, либо оставаться дома.

В то же время казахстанские специалисты проходят обучение за рубежом за государственные деньги. «В царской России такая система действовала для лучших выпускников вузов. Например, Дмитрий Менделеев учился в Гейдельберге в 1859–1861 годах», — отметил выпускающий редактор журнала «Эксперт» Александр Данковский.

Но Украина — не царская Россия, и всё меньше научных сотрудников хотят повышать свою квалификацию за рубежом. Так, в прошлом году Фонд Александра фон Гумбольдта, который ежегодно на конкурсной основе присуждает научно-исследовательские стипендии для длительной научной работы в Германии иностранным ученым и специалистам, зарегистрировал только 18 заявок от украинских ученых. Из них было одобрено лишь три, что в несколько раз меньше показателя других стран.

«Есть убеждение, вернее, самоубеждение, что у нас большой научный потенциал. Это миф, и нужно осознать, что это миф», — заметил советник германского посольства. В качестве подтверждения Лещенко привел пример, что за последние 15 лет количество цитируемых, читаемых в мире украинских научных публикаций почти не изменилось, равно как российских и белорусских. А показатель Южной Кореи вырос в пять раз.

Чем похвастаться можем

Специалист отдела дидактики ДП «Фесто» Николай Якимчук обратил внимание на то, что студенты вынуждены учиться на старом оборудовании. В итоге из вузов выходят специалисты, не готовые к современным условиям, и работодатели вынуждены тратить время на их адаптацию. Украинские вузы не имеют достаточного финансирования для обновления лабораторного парка, и это, по мнению Якимчука, не может не сказаться на развитии науки. А Польша, показывающая положительную динамику по росту научных публикаций, после вступления в ЕС получила колоссальные субсидии, которые направила на обеспечение студентов необходимым оборудованием.

Начальник отдела по работе с кадровым резервом компании ДТЭК Евгения Кузьминская рассказала, что для привлекаемых в компанию студентов приходится проводить дополнительные тренинги, чтобы научить их работать на современной технической базе. По ее словам, сейчас ведутся переговоры относительно создания в одном из украинских вузов кафедры, которая обучала бы кадры специально для ДТЭКа.

Борис Цыганок считает, что нынешние украинские выпускники КПИ достаточно хороши для рынка труда

Руководитель управления международных связей Национального технического университета Украины «КПИ» Борис Цыганок согласился, что в сфере образования существуют определенные проблемы. Но при этом подчеркнул, что работодатели, согласно данным соцопросов, высоко оценивают уровень КПИ. Квалификация выпускников, по мнению 70% респондентов, полностью отвечает предъявляемым требованиям. А «неуд» по этой шкале поставили только три процента опрошенных. «Высоким» сочли общий уровень профессиональной подготовки выпускников 65,1%, «скорее высоким» — 30,1%. При этом среди недостатков работодатели отмечали отсутствие практической подготовки (почти 47%) и навыков работы со служебными документами (22,8%), а также низкий уровень владения иностранными языками (23,2%).

Кое-кто из присутствующих высказался в том духе, что звучит вся эта социология столь мажорно, словно особых проблем в вузах и нет. «Конечно, доклад представлен немного в розовом свете, я мог бы столько же времени говорить и о недостатках», — согласился Цыганок.

Участники встречи считают, что покупать сверхновое оборудование — утопическая идея, поскольку стоит оно дорого, но при этом стареет быстро. «Субсидии — это та же гуманитарная помощь. А опыт показывает, что она не приносит результатов», — говорит Лещенко. В кулуарах довелось услышать такое мнение: под конкретный завод узкого специалиста-«кнопкодава» может обучить и техникум, а задача института — подготовить человека, который знает основы и сможет сам доучиться работе на нужном оборудовании. Один итальянский вуз якобы готовил узких специалистов, способных сразу со студенческой скамьи шагнуть на производство и встроиться в систему. Но через десять лет эти спецы стали невостребованными, поскольку техническое оснащение производств поменялось, а навыков самостоятельного освоения нового «железа» у таких выпускников не было. Вуз после этого серьезно просел в рейтинге.

Участники стола пришли к выводу, что нужно учиться работать с имеющимися возможностями, а расширять их за счет международной научно-технической и образовательной кооперации.

У молодого специалиста, которого готовы принять за рубежом, возникает выбор — либо ехать туда и возвращаться на «пепелище», либо ехать и не возвращаться вовсе, либо оставаться дома

Декан Совместного факультета машиностроения «КПИ» и Отто-фон-Герике университета Магдебурга Александр Халимон рассказал участникам об удачном примере международного сотрудничества. Подготовка, последипломное повышение квалификации и переподготовка специалистов на факультете проводится по трем образовательно-квалификационным направлениям: инженерная механика, инженерное материаловедение и сварка. Обучение студентов начинается в Киеве в учебной группе, которая формируется из студентов механико-машиностроительного факультета, сварочного и инженерно-физического факультетов. Правда, пока число студентов совместного факультета измеряется даже не десятками.

«Машиностроение является одной из основ и украинской, и немецкой экономики. Мы гордимся существующим Совместным факультетом», — поддержал коллегу профессор Магдебургского университета Хельмунд Чеке.

Цыганок поделился планами по развитию программы «Двойной диплом» с Германией: «Может, стоит нашему университету и одному-двум немецким университетам подумать о создании не просто совместного факультета, а института, который мог бы объединить уже несколько специальностей?»

В ходе круглого стола был рассмотрен проект меморандума, который предлагает решения для эффективной связи рынка труда и высшего образования и науки. В частности, в нем шла речь о необходимости сохранения госзаказа на студентов, ведь министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник спрогнозировал сокращение государственного заказа на ряд специальностей.




Похожие записи:
  1. Новый урбанизм -- это пять минут ходьбы от дома до магазина, офиса, ресторана, детской площадки или остановки. Город превращается в систему самоценных общин, оптимально вписанных в существующий ландшафт, и обращается ко всем, к кому он до сих пор был равнодушен
  2. В Украине разработан революционный метод ранней диагностики онкологических заболеваний. Он обещает значительно снизить смертность от различных форм рака
  3. На последнем для президента Буша саммите США—ЕС европейцы и американцы договорились об углублении экономической интеграции. Цель — сохранить лидерство в условиях быстрого роста стран БРИК
  4. По мнению главного исполнительного директора корпорации Microsoft Стивена Балмера, следующее десятилетие принесет еще больше прорывных инноваций в сфере информационных технологий, чем 90-е и начало 2000-х годов
  5. Мировые автопроизводители представленными на Парижском автосалоне новинками продемонстрировали склонность к компактным формам и заботу об окружающей среде
  6. Резкое сокращение мирового спроса заставило производителей «всемирной фабрики» на юге Китая задуматься, что делать с избыточными производственными и человеческими ресурсами
  7. Немецкие пенсионеры и средний класс из постсоветских стран обеспечили курорту Карловы Вары прежнюю популярность и превратили его в жемчужину мировой бальнеологии